Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: В Радоницу мы можем своей молитвой помочь усопшим

28 Апреля 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 28 апреля, в Радоницу, совершил Литургию и панихиду в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

В этот день — девятый после Пасхи — совершается сугубое поминовение усопших, чтобы разделить радость праздника с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Поминовение усопших – это неотъемлемая часть церковной жизни, так как христиане верят, что с земной кончиной не заканчивается путь души человека. Через Свою Крестную смерть и Воскресение Христос подарил людям вечную жизнь и возможность спасения. И потому умершие так же, как и живые, радуются Пасхе, а Радоница – это специально установленный для общего ликования день.

«Христос воскресе!» – этим радостным возгласом владыка Даниил начал свою проповедь, приветствуя тем самым и живых, и усопших, которых сегодня поминают во всех православных храмах.

«Сегодняшняя панихида –  особенная по своему содержанию. Это не минорные песнопения, а пасхальный торжественный напев, который перекрывает скорбь об усопших. Мы сегодня становимся с ними ещё ближе. Благодаря празднику Воскресения Христова мы знаем, что души их живы, только тела легли в землю», – сказал архипастырь.

На примере смены времени суток и времён года владыка объяснил: «Бог так устроил, что в природе мы видим образ воскресения, восстановления. Бог управляет этими законами. Они нам напоминают о Воскресении Христовом и о нашем с вами воскресении».

По словам владыки, преподобный Ефрем Сирин написал, что тела умерших после воскресения восстановятся в особенной красоте, которой они даже не имели в земной жизни. «Матери, умершие при родах вместе со своими младенцами, увидят своих детей уже взрослыми и узнают их. Явятся и те дети, которые умерли в утробе матери или были убиты сознательно и не родились;  явятся в своем зрелом возрасте и красоте, и матери узнают их. И увидев их, восплачут эти матери, покаются пред Богом, и дети простят их. Потому что любовь превыше всего. Праведники станут в семь раз светлее солнца, а грешники – страшны и уродливы», – сказал владыка.

«Нам с вами сегодня дана возможность помолиться за наших усопших. Мы можем им помочь. Эта молитва помогает и нам с вами.  Сегодня нам Господь напоминает – Я вам приготовил  на небе самое лучшее место, но с условием, что вы пронесёте тяготы земной жизни, никого, кроме себя, не обвиняя в своей тяготе. Примите всё, как посещение Божие, молитесь, кайтесь, радуйтесь этой жизни, что у вас ещё есть возможность прославлять Воскресшего Бога, и Он будет вам помогать нести ваш крест. Благополучно пронеся свой крест, мы наследуем райские обители. Будем любить Бога, своих ближних и молиться за наших усопших. Христос воскресе!» – завершил архипастырь свою проповедь.

Отметим, Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.

Церковь разрешает поминать усопших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны, смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее.

Принося еду в храм, важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. Можно принести горы продуктов, но, если это будет сделано без веры и молитвы, толку от этого мало. Если человеку нечего пожертвовать, но он горячо молится о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Дополнительная информация подготовлена по материалам сайта www.foma.ru