Новости Курганской и Шадринской епархии

14 Сентября 2019

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 14 сентября, в день празднования церковного новолетия и Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери, посетил Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

Это первая архипастырская поездка за пределы Кургана нового главы митрополии. В июле в обители сгорела деревянная церковь, где хранился чудотворный образ Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы.

Владыка совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Высокопреосвященству сослужили насельники обители во главе с наместником иеромонахом Петром (Синчиловым).

«Сегодня мы находимся в монастыре, где сохраняется список Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через трагедию, которую нам пришлось пережить, Господь показывает не только то, что мы должны бережно хранить святые храмы и иконы, но и то, что благодать Божия вновь воссияет в этом месте, — сказал владыка в проповеди. — Мы верим, что по молитвам Божией Матери будет построен новый храм, и будет туда принесен образ Пресвятой Богородицы и вновь начнется паломничество, которое было до пожара».

Архипастырь напомнил Евангельский отрывок, читаемый на праздник Божией Матери, в котором говорится, что Пресвятая Дева избрала благую участь, которая от Нее уже не отнимется.

«Святитель Филарет, митрополит Московский говорил в одной из проповедей замечательную мысль, что все, что есть на этой земле, у нас отнимется. Отнимутся храмы, иконы и сама земная жизнь. Не отнимутся только добрые дела, которые мы творили, которые мы старались делать со смирением. Когда человек, делая добро, не дает себе оценку, а, наоборот, укоряет себя, такое дело Бог принимает. Когда мы молимся Божие Матери за вечерним богослужением, то читаем Евангельские слова, в которых содержится ответ, почему Господь избрал именно эту Деву из всех дев. Богородица сама отвечает на этот вопрос: “Яко призре на смирение рабы своея…” Все остальные добродетели, достоинства человека не принесут пользы, если человек не будет смиряться», — сказал митрополит Даниил.

Владыка привел слова блаженного Августина, который говорил, что если бы Господь смотрел на нашу пищу, то самыми святыми были бы коровы: «А другой святой говорил, что змея на время зимы уходит под землю, впадает в спячку и вообще ничего не ест. Но с приходом весны она просыпается, и яд ее становится еще более опасным, чем обычно. Так и все наши добродетели, если они не растворены в смирении, рассуждении, не принимаются Богом.

Божия Матерь показывает нам образец такого смирения».

«Я благодарю Бога, что в этот день Он привел меня в эту обитель. Будем служить Богу, будем служить ближним, будем жить, как жили лучшие образцы наших людей, чтобы нам соединиться с ними там, где царствует любовь и доброта, основанная на смирении», — заключил свое слово митрополит Даниил.

На месте сгоревшего Казанского храма глава Курганской митрополии вместе с братией обители совершил величание Божией Матери. Также владыка осмотрел строения монастыря, побывал на Чимеевском святом источнике, пообщался с местными жителями и ответил на вопросы журналистов.

Справка:

Чудотворная икона Божией Матери явилась в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана. По иконографии Чимеевский образ является изводом Казанской иконы Богоматери.

По свидетельству очевидцев, икона Богоматери приплыла по реке Нияп, притоку Тобола.

Однажды ребятишки играли на берегу и вдруг увидели большую черную «доску», вертикально плывущую против течения. Спустя какие-то мгновения, «доска» попала в водоворот. При очередном своём развороте она немного накренилась и стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие выразительные глаза Божией Матери. Взгляд этот обжёг собравшихся невещественным светом. Испугались, дети побежали за священником и взрослыми. Вскоре собралось все село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами. Все больше и больше паломников приходило на поклонение к Чудотворной. Так впервые была обретена Чимеевская-Казанская икона Божией Матери.

Второе чудесное обретение образа произошло после того, как 5 ноября 1770 года первый деревянный храм, в котором пребывала икона, сгорел дотла от топящейся печи. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь, но Чудотворная снова явила свою благодатную силу. Ребенок, забредший на пепелище, споткнулся обо что-то твердое. Разгребая пепел, он увидел просиявший лик Чудотворной. Икона оказалась целой и невредимой, только опалился верхний угол, да доска слегка потемнела. Следы ожогов и сейчас видны на правой щеке Божией Матери.

9 октября 1774 года игумен Далматовского монастыря Маргарит освятил новую церковь, которую нарекли, как и прежнюю, в честь равноапостольных Константина и Елены.
К 1887 году церковь обветшала, и в 1888 года было получено благословение строить на прежнем месте церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 7 мая 1889 года состоялась закладка храма, а 21 мая 1890 года его торжественное освящение. Этот деревянный храм чудом сохранился в первозданной красоте до наших дней. Иконостас, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ вв., украшен оригинальной тонкой деревянной резьбой, покрытой сусальным золотом.

В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, священника арестовали, с церкви сбросили колокола, храм разорили и закрыли. Все, кто участвовал в варварстве, вскоре погибли безвременной смертью, но паломничество продолжалось, люди по-прежнему шли в храм и молились перед закрытыми дверями.

В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище. Активисты стали срывать иконы и забрасывать их в алтарь. Но когда дошли до Чудотворной, то не могли сдвинуть ее с места. Председатель сельсовета Гурьян Гладков зло выругался и, пригрозив «вытащить ее за косы», пытался сорвать икону ломом, но у него ничего не вышло. Тогда он взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен от иконы невидимой силой Божией, упал на спину и из носа и рта у него пошла кровь., На третий день, так и не раскаявшись в содеянном, он умер в страшных муках. А Казанская икона Божией Матери осталась в храме.

В 1947 году церковь вновь вернули верующим и чудотворная икона Божией Матери вновь воссияла множеством чудес и исцелений.

17 июля 2002 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II приход был преобразован в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

22 марта 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести Чимеевскую икону в православный месяцеслов как чудотворный список Казанского образа.

Чудотворная икона привлекает в монастырь множество паломников, жаждущих исцеления. Летопись храма содержит сотни записей, свидетельствующих о чудесных исцелениях.
Икона Царицы Небесной и Богомладенца Христа большого размера ?108 на 89 см.

День празднования Казанской-Чимеевской иконе Божией Матери 21 июля и 4 ноября н. ст.