Новости Красноярской митрополии

Источник информации: Красноярская митрополия
5 Декабря 2014

По окончании Божественной литургии престольного праздника во Введенском храме города Сосновоборска, которая была совершена 4 декабря, в день Введения (Входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы с вами собрались в этом прекрасном храме, чтобы праздновать и торжествовать праздник в честь Введения Матери Божией во храм Господень. История Церкви начинается с истории воплощения Слова Божиего и рождения воплощенного Слова в Рождественскую ночь. Но еще до Рождества Христова совершаются великие дела Божии ради спасения людей и мира человеческого. Главный законодатель и вершитель законов — Бог, Спаситель, не человек, и люди глубоко заблуждаются в силу своего отлучения от Божией власти, гордыни, обманутости, когда считают, что все дано человеку, и человек может вершить.

Бог создал мир, и в этом мире создал человека, который согрешил, совершил преступление. Это преступление привело к утрате истинной правды, законности и всякой морали и нравственности. Пока люди жили, помня о Создателе, и имели какие-то законы и начала в своей нравственной душе, они еще могли делать что-то доброе. Но когда это время стерлось из памяти, тогда Господь вновь обратился к людям со своей любовью. Грех и зло вошло через непослушание Праматери Евы, Она первая стала источником всего зла, послушав диавола. И Праотец Адам не проявил мужскую мудрость и мужество, склонился перед искушением.

Но Господь помогает роду человеческому возвратиться к своему Создателю, к правде и истине, что мы и видим в день Рождества Царицы Небесной Матери Божией, и продолжение милости Божией — в сегодняшнем празднике.

Никогда еще не входил во святая святых человек женского пола, а это был первый храм на земле, храм Иерусалимский, воздвигнутый во славу Отцу нашему и Создателю. Не могли препятствовать первосвященники и служители храма этому маленькому человеку, девочке подняться по высоким ступеням, ведущим во святая святых. Первосвященник стоял в благоговейном страхе и трепете, размышляя в Духе Святом: «Господи, что значит все это, и почему я не препятствую? Почему я сам со слезами и умилением наблюдаю все происходящее, почему завеса сама собой открылась в святая святых, куда только раз в год входил Первосвященник, чтобы совершить жертву каждения за себя, за народ, за грехи, а сегодня вошел этот младенец женского пола? Что новое и ужасное Ты предсказываешь нам?». Через несколько десятков лет Вифлеемская звезда укажет место рождения Спасителя, место пришествия Бога в образе человека.

Первосвященник не зря страшился: исполнились слова «многие в Израиле падут» (Лк. 2:35), особенно когда распяли Спасителя, когда Он воскрес и вознесся, и апостолы создали Церковь. И кара была, действительно: когда римляне в 60-м году казнили Иерусалим, камня на камне не осталось, и десятки тысяч людей были уничтожены за восстание. Первосвященник оказался провидцем от Духа Святаго. А что получил мир человеческий? Спасение во Иисусе Христе.

Божия Матерь была избрана не для брака, хотя если бы Она была в браке, и Господь бы избрал младенца, рожденного от мужа, мы бы с вами так же приняли это, потому что это было бы от Духа Святаго. Но этого не было, Дева осталась непорочной. Апостол Павел говорил о преслушании Праматери Евы, а святые отцы добавили о смирении Девы Марии. Главное принципиальное Божие решение: грех вошел с женщиной в мир, и женским полом он должен уйти из мира. После грехопадения Евы забыл Адам слова Бога, а ведь Он сотворил ему жену, помощника, не рабыню, не прислугу, равного: наведя сон на Адама, сделал женщину из ребра (см. Быт. 2:20–22). Грех привел к тому, что до спасения мира Господом женщина считалась грешной, могла быть казнена. И вот пришло время, когда грех послушанием Девы Марии с младенчества снимается, и женщина, возвеличенная, очищенная — мать, сестра, невеста, труженица, — уравнялась в своих правах и обязанностях, какой и была создана Богом. Этого было бы уже достаточно, чтобы славить Деву Марию и хвалить Церковь. Но Она еще дальше пошла — через послушание приняла голос Архангела Гавриила, который благовествует, что Она будет Матерью Спасителя мира. А затем было Рождество Господа, пришедшего посреди людей сказать слова жизни и призвать нас к свету. А затем была заря Пасхи — Воскресения.

Такие праздники Божии, когда мы собираемся в храмах, даны, чтобы мы увидели друг друга и осознали, что каждый верующий — это уже особенный человек. Ведь где нет веры, там нет нравственности, жизни. Поэтому так легко выбрасывают детей, разрывают семейные связи, страдают дети. Если бы мы открыли сердце дитя при разведенных родителях, мы бы сгорели с вами в огне сострадания. А почему развод стал нормой? Люди потеряли жизненную силу и забыли свое место на земле. Ради этого Господь совершил чудеса и избрал Пречистую Деву, и оставил за Собой право иметь Свое воинство — верующих христиан. Верующим Господь открывает очень простую тайну, которую не понимают безбожники. Тайну веры, которая дает силы переносить горечи, совершать покаяние, исправлять ошибки, находиться в постоянной связи через веру и молитву с Господом и Его силами, получать этот жизненный свет и в вечности. Без этого мир погибнет.

Когда мы испытываем горечь оттого, что происходит вокруг страны нашей, и не знаем до конца правды, у нас есть главное — наша вера, наши храмы, в которые Матерь Божия открыла путь каждому, и грешному, и праведному. И есть духовное равенство, и правда и истина на нашей стороне. Уходя из храма в праздничные дни, мы уходим открытым источником, который принимает Божественный свет, и этот свет животворит нас и открывает жизнь вечную, любовь Божию и человеческую и смысл бытия на земле. Поэтому праздник Введения Богородицы во храм особо начинает готовить нас и к празднику Рождества Христова — прямому источнику жизни. И раскрывает этот момент нашу личную ценность в глазах Божиих и воинства Небесного. А это очень важно для нас, ибо мы все готовимся в свой час взойти к Божиему престолу, чтобы получить награду нашей веры — жизнь вечную в Царстве Божием. Аминь.

Пресс-служба Красноярской епархии