Новости Красноярской митрополии

Источник информации: Красноярская епархия
Адрес новости: http://kerpc.ru/news/by_nid/4301/view
24 Февраля 2012

26 февраля, в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, канун Великого поста, Высокопреосвященнейший Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Красноярска (ул. Партизана Железняка, 3 а). Начало в 9.30.

В тот же день в Покровском кафедральном соборе города Красноярска Его Высокопреосвященство совершит Великую вечерню с чином прощения (начало богослужения в 17.00). Согласно православной традиции правящий архиерей первым испросит прощения у собравшейся паствы. Просьбами простить обменяются священнослужители, и в завершение чина миряне по очереди подойдут к Архипастырю и духовенству, прикладываясь ко Кресту, прося прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста.

Накануне, 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Глава Красноярской митрополии совершит в Покровском кафедральном соборе Всенощное бдение. Начало в 17.00.

В предстоящее воскресенье верующим надлежит просить прощения у всех своих домочадцев и знакомых — чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних. «…Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — сказано Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 6: 14—15).

Аккредитация журналистов на Божественную литургию и чин прощения проводится до 18.00 часов 25 февраля по эл. почте: [email protected]. Справки по телефону: (391) 227-46-15.

В заявке на аккредитацию указываются следующие данные:
Фамилия, имя, отчество;
Организация (название СМИ) и должность;
Контактная информация (телефон, e-mail).


***
Для справки:

Возникновение чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыне, небольшими общинами, жизнь в которых была очень строгой и трудной (V—VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.

Никто из иноков не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.

С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Сорокадневный Великий пост является основным из четырех многодневных постов и связан с евангельским сказанием о том, как Господь 40 дней постился в пустыне. Сразу после Великого поста наступает постная же Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях.

Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв. Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо. Лучше оскоромиться, чем в гордыне и самомнении гнушаться общением с близкими, нестрого соблюдающими пост.

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16—18). Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». И на Руси, еще с дореволюционных времен, от поста по благословению духовника освобождались тяжелобольные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они особенно строго соблюдали духовный пост, воздерживаясь от развлечений, и на исповеди приносили покаяние в нарушении поста.

Пресс-служба Красноярской епархии