Новости Красноярской митрополии

Источник информации: Красноярская митрополия
21 Мая 2017

21 мая, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Христос Воскресе!

Сегодня — последний пасхальный воскресный день. В среду мы встретим Отдание великого праздника Пасхи, а в четверг — Вознесение Господа нашего и Спаса Иисуса Христа.

И вот этот воскресный день называется Неделей о слепом. В евангельском чтении — а мы только что за Божественной литургией его слышали — содержится повествование о том, как Господь исцеляет слепого от рождения; человека, который никогда не видел света Божиего.

Я таких людей встречал, и их немало на земном шаре, в России и Красноярске, кто никогда не видел Божиего света. Но есть и другие люди, и они живут и радуются: выходят замуж и женятся, рожают зрячих здоровых деток. Они верующие — самые счастливые люди, ведь у них есть еще и другое зрение: зрение веры, зрение сердца, которое видит невидимое и для многих зрячих глаз! Они видят Господа, они видят славу Его, они видят Любовь Его, воспринимают Ее и живут с Ней! И весь грешный мир они оценивают правильно — зрячими глазами, но не глядя на чужие грехи, позволяя себе в слепоте духовной не видеть погибели рода человеческого!

Господь на вопрос о том, кто «согрешил, он или родители его, что родился слепым» (Ин. 9:2), ответил, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).

Те люди, которые должны были прославить Господа, задуматься о личности Иисуса Христа, задуматься о своей личной жизни — первосвященники, левиты и саддукеи — вместо этого устраивают суд над Спасителем и над слепорожденным. Да так, что родители исцеленного от него отрекаются: «знаем, что родили его слепым, а как он исцелился — не знаем»! А ведь они были верующими людьми: ведь все это проходило в синагоге, на месте собраний верующих иудеев, где лежала благословенная Тора, где не допускалась ложь — а они лгали, и приплели к своей лжи нарушение субботнего дня. Хотя Господь приводит доводы неопровержимые о милосердии, они всё это отрицают, и изгоняют прозревшего человека. А он пошел и стал славить Иисуса Христа.

Вопрос, братья и сестры: а мы с вами — истинно ли верующие? Только ли Господь хотел показать, что исцеляет именно физический недуг человека, возвращает зрение? Если в настоящее время мы восхищаемся, когда врачи творят чудеса с глазом человека, то тем более мы поражаемся Божиим чудесам, когда люди, от рождения слепые, у святых источников, у святых икон, во время Святого Причастия, у мощей выздоравливают и исцеляются. Возвращается зрение, исправляются горбы, пропадает рак, — и многое другое, о чем можно говорить, что Господь и в наши дни делает. И для нас это не диво и не чудо, это восхитительное явление Силы Господа в народе человеческом!

И тем более, Господь сказал слова, что не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3). Только ли слава Божия в этих чудесах? Несомненно, она есть, но, вместе с тем, это обращенный к нам призыв к покаянию. Но слава Божия еще заключается в том, что здесь поднимается вопрос о духовной слепоте. Не знающие Бога слепы от рождения, и вокруг нас их столько ходит, что мы не имеем права упрекать их в грех и пороках: они слепые, они не видят.

Господь будет неоднократно использовать этот пример слепоты, где будет указывать на слепость вождей. И эти вожди — не только в духовном мире, но и в государственном, политическом. Вначале это языческие цари и жрецы, ведущие к диаволу, затем заблудшие философы и поэты, опять же ведущие к диаволу. Затем — лжедуховные секты, псевдо-христианство, опять ведущие во тьму. И только святые отцы Православной Церкви, начиная с апостолов, ведут через свою смерть к свету и истине, к Господу Иисусу Христу!

Поэтому Господь и говорит нам в сегодняшнем Евангелии, чтобы мы, живя среди слепых духовно, молились бы: «Господи, свет очей моих, Иисусе Христе, Сыне Божий, открой дорогу к Спасению!».

Пока будет вокруг нас много бесовских сект — слепых будет предостаточно. И тем, кто кланяется диаволу, ответ будет один — у Господа. Но христиане не должны впадать в слепоту!

Мы завершаем пасхальные дни, но нас всегда спрашивают: а какая самая важная Пасхальная трапеза? А мы говорим: наша Пасха — это Причастие Тела и Крови, это сам Христос и его жизнь. А то, что мы после поста вкушаем, это всего лишь дополняет нашу радость и открывает свободу совершать все, что хотим, и что нам полезно.

Духовная слепота православных христиан заключается и в том, что мы можем совершать страшные грехи и думать, что они нигде не учитываются, начиная от осуждения и клеветы и заканчивая просто иногда бесчеловечной жесткостью. Прикрываясь Иисусом Христом, мы порой не замечаем и самого главного, что проповедовал и Иоанн Богослов — любви, а если мы ее не видим, то не видим и Бога, и не знаем Бога, и ходим во тьме, подчас веруя в приметы и чародейство. С этим я сталкиваюсь часто сам лично, и поражаюсь: ведь мы верим во Христа, исповедуем православный Символ Веры, почитаем Крест как орудие, разрушающее всякое зло!

Господь осудил своих хулителей не за допросы и судилище, но за то, что они не увидели Бога, не знали, что они — атеисты, неверующие, хотя и Моисей, и Давид, и другие пророки об этом говорили! Но они не увидели ни Христа, ни Славы Божией.

Для нас, христиан, самое главное следовать заповедям, жить по ним, какие дал нам Господь Бог, дал и свел к одной: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Значит, во всем мы должны творить любовь. Подчас спрашивают: «Где ваш Бог?». А Бог в том, что человек любит своего супруга, своих родителей, своих детей — и это в нас от Господа, и Бог среди нас. И Он пришел в образе Иисуса Христа, чтобы просветить наши очи и открыть их духовно. Господь всегда с нами, когда мы имеем чувства любви, жалости, милосердия, сострадания, прощения и глубокой надежды и упования на его милость над нашей душой, над нашей жизнью, над всеми нами.

И сегодня Неделя о слепом. Мы, верующие люди, должны славить Христа, как тот прозревший, чтобы окружающие нас слепые тоже раскрыли свои очи и обратились ко Спасителю. Тогда и исполнится то, что мы слышали в сегодняшнем послании: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 15:39), а земля возродится райским бытием. Аминь.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Красноярской епархии