Новости Красноярской митрополии

Источник информации: Красноярская митрополия
8 Ноября 2016

3 ноября в Министерстве образования Красноярского края при участии Главы Красноярской митрополии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона состоялось первое заседание созданной по распоряжению Губернатора региона Виктором Толоконским рабочей группы по развитию преподавания в регионе модуля «Основы православной культуры» (ОПК) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

Встречу членов группы, объединившей усилия сотрудников органов государственной и муниципальной власти, духовенства, педагогов и представителей общественности, вступительным словом открыла министр образования Красноярского края Светлана Маковская. В выступлении Светлана Ивановна обратила внимание собравшихся на ключевые вызовы, стоящие как перед конкретными педагогами, так и перед всей системой образования в преподавании предмета ОПК и предметной области ОДНКНР.

«Свежие новости об актах детской и подростковой жестокости позволяют говорить о том, что, с точки зрения духовно-нравственного воспитания, мы имеем „потерянное поколение“», — констатировала министр в начале выступления, добавив, что можно говорить и о потере значительной частью детей связей со своими родителями. Соответственно, рассматриваемые предметные области во многом призваны восстановить эти утраченные связи.

В качестве второго «вызова времени» Светлана Маковская отметила факт того, что несмотря на абсолютное преобладание в Красноярском крае православного населения, предмет ОПК изучается меньшей частью школьников. Объясняя этот парадокс, министр предположила, что он может быть вызван недостаточной осведомленностью родителей школьников о целях и задачах предмета. «Многие взрослые продолжают ошибочно полагать, что „Основы православной культуры“ — это то же самое, что „Закон Божий“», — отметила она.

Отсюда, продолжила свою мысль Светлана Ивановна, исходит третья проблема — соответствующее методологическое обеспечение преподавания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Успешные ответы на эти вызовы во многом зависят от эффективного взаимодействия профильного министерства Красноярского края с Красноярской митрополией и Институтом повышения квалификации, — подчеркнула министр, выразив надежду, что данное заседание послужит началом плодотворной работы профильной группы.

Митрополит Пантелеимон согласился с основными тезисами предыдущего выступления, подчеркнув, что от успеха внедрения в образовательный процесс рассматриваемых предметных областей зависит вопрос сохранения национального самосознания и нации как таковой:

— Нас здесь вместе собрал призыв ко всем интеллектуальным и нравственным силам общества. Это призыв ко спасению нации от самоуничтожения, к сохранению самого важного и притом наиболее хрупкого звена в ее цепи — подрастающего, молодого поколения. Преподавание предмета ОПК и предметной области ОДНКНР в современных условиях приобретает особенно важный характер, — продолжил свою мысль Глава Красноярской митрополии, подчеркнув:

— Многие важные духовно-нравственные понятия закладываются уже не в семье, как это было 50 и более лет назад. Сейчас эта миссия поручена уже школе, педагогам, потому что семья в современной России, на мой взгляд, не способна должным образом воспитать новое поколение, воспитать со стойким иммунитетом ко всему, что разрушает и развращает человека. Подчас многие семьи сами подвержены этим губительным процессам и в этих условиях воспитывают малышей.

Итоги семилетнего преподавания предмета ОПК в средних общеобразовательных организациях Красноярского края в своем докладе подвела председатель рабочей группы, первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина. Наталья Викторовна подчеркнула, что за прошедшее время удалось в полной мере добиться преподавания данного модуля курса ОРКСЭ, в соответствии с нормами и стандартами федеральных образовательных программ.

«Важным аспектом является возможность свободного, добровольного, основанного на информированности выбора модуля родителями в рамках курса. Обеспечение этого важнейшего условия являлось ключевой задачей, стоявшей с 2011 года перед образовательными организациями», — подчеркнула председатель рабочей группы.

Наталья Анохина отметила и тот факт, что преподавание ОПК в полной мере обеспечено соответствующей методической основой: около 2700 учителей уже прошли успешное обучение на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО), при котором успешно ведет свою работу лаборатория «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры».

В числе проблем, мешающих развитию потенциала модуля ОПК, председатель рабочей группы перечислила следующие: укоренившееся у части родительского сообщества недоверие к предметам, носящим «религиозный окрас», отсутствие полноты выбора между модулями, недостаток информированности, равнодушие родителей и ряд других. Впрочем, как отметила Наталья Викторовна, влияние данных негативных факторов со временем удается уменьшать.

«Результатом нашей работы должно быть реальное изменение ситуации», — с этой мысли начал свое выступление член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков.

Говоря о достигнутых успехах, Андрей Васильевич, прежде всего, выделил сложившиеся отношения надежного и плодотворного соработничества между церковными и светскими структурами, в первую очередь, между Красноярской митрополией и Министерством образования края, взаимодействие которых послужило фундаментом для многих инициатив.

«Проводятся регулярные мероприятия, такие как Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения, позволяющие педагогам поделиться опытом, познакомиться с лучшими практиками», — акцентировал Андрей Бардаков, подчеркнув, что почти три четверти участников Чтений составляют именно педагоги.

Как уникальную инициативу в развитии преподавания ОПК в школах края директор Архиерейского образовательного центра выделил выпуск диска с методическими рекомендациями по проведению предметных уроков и классных часов, посвященных святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Рассказывая об особенностях внедрения модуля ОПК, Андрей Васильевич отметил важность непосредственного контакта со школьными администрациями и педагогами, поездок в конкретные населенные пункты, совершенствования существующей системы ответственных за осуществление взаимодействия со школами и развитие преподавания курса ОРКСЭ на приходах.

В завершение заседания собравшиеся обсудили причину низкого процента выбора предмета ОПК в отдельных районах Красноярского края и попытались наметить новые формы работы с местными педагогическими и родительскими сообществами. Сбор предложений продолжится в текущем порядке.

Собравшиеся также напомнили слова министра образования Российской Федерации Ольги Васильевой о том, что предмет ОПК носит культурологический характер, его изучение направлено на формирование уважительного отношения учеников к традиционным религиям народов России, ориентировано на исконные ценности для общества нашей страны.

Отметим, что в составе рабочей группы в заседании также участвовали: руководитель Главного управления образования Администрации города Красноярска Татьяна Ситдикова, заведующая Центром воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО, региональный координатор введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» Елена Пригодич, руководитель городского методического объединения учителей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Ольга Юрченко, руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии Андрей Скворцов.

Главу Красноярской митрополии на событии сопровождал исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

Пресс-служба Красноярской епархии