Новости Костромской епархии

28 Сентября 2014

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт возглавил торжественное богослужение. 26 сентября вечером было отслужено Всенощное Бдение с чином изнесения креста, а 27 сентября утром – Божественная Литургия.

По окончании богослужения в своем слове к молящимся Владыка сказал: "Для всех нас Крест – это средство спасения. Это оружие в борьбе со всем тем, что противится нашей духовной жизни. Это символ нашего отречения от мира и нашей борьбы с грехом, борьбы которая происходит внутри нас. Именно внутри человек должен одержать все свои победы. Чтобы быть христианином, необходимо преодолеть грех и устроить своего внутреннего человека как человека святого. Господь заповедал нам взять свой крест и следовать за Ним. И многолетняя история Церкви говорит, что все, кто с верой взял свой крест, победили грех в себе, победили и всё вовне. И весь мир, который сопротивлялся проповеди христианства, оказался побежден Христом. Господь показал нам пример. Он Сам понес Крест тяжелейший, которого никто из нас понести не может. Поэтому и мы должны следовать Его примеру и смиренно нести свой крест, а Господь, Который дал нам этот крест, поможет нам его донести."

 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня принадлежит к самым главным праздникам Православной Церкви и относится к числу двунадесятых (двенадцати). Установлен он в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629 год). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Отсюда и название Животворящий Крест.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября 335 года, совершили празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.