Новости Костромской епархии

26 Сентября 2014

26 сентября, накануне дня Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Православная Церковь вспоминает Обновление (освящение) святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Божественную литургию пасхальным чином возглавил Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский. За литургией Владыка совершил диаконскую хиротонию старого прихожанина Воскресенского собора Вила Кенжибаева. По окончании богослужения было совершено славление празднику и крестный ход.

Владыка поздравил прихожан и клириков собора с престольным праздником, пожелал всем Пасхальной радости и в своем слове отметил, что в этот день мы вспоминаем, что смерть упразднена Христом и что Господь призывает нас к вечной жизни. Вечная жизнь дана человеку изначально как дар Божий, и Господь призывает нас к вечной жизни с Собой, к вечной жизни в пасхальной радости, в радости о Духе Святом; в радости, в которую войдут праведники. И сегодня перед нами стоит самая ответственная задача нашей жизни – войти в эту вечную жизнь со Христом, а не с Его противниками. А для этого нужно стать святыми. Это трудная задача, но если Господь нас к этому призывает, значит это возможно. Потому что нет ничего невозможного с помощью Божией.

Праздник обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, более известного как Храм Гроба Господня, был установлен в 335 году по случаю освящения сооруженного святыми равноапостольными императором Константином Великим и его матерью царицей Еленой храма над местом распятия и погребения Господа Иисуса Христа.

Долгое время святые для христиан места, связанные с земной жизнью, крестной смертью и Воскресением Спасителя, находились в забвении и поругании. В 70 году римским полководцем Титом был разрушен Иерусалим. В 119 году в городе, заново отстроенном и названном Элией Капитолиной, над местом распятия и погребения Христа по приказу императора Адриана (117-138) был построен храм Венеры.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров принявший христианство, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим, а на месте Воскресения Господня воздвигнуть новый храм.

Храм Воскресения строился 10 лет, святая царица Елена не дожила до завершения его строительства. Возвратившись в Константинополь, она скончалась в 327 году.

Окончание сооружения храма Воскресения Христова, названного в память о крестных страданиях Спасителя «Мартирионом», совпало с проведением Первого Тирского Собора, участники которого были приглашены на освящение вновь построенного храма, и с 30-летием царствования императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября (ст. стиля) 335 года освящение этого храма было особенно торжественным.

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9). Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий.

В храме ежегодно совершается чудо схождения Благодатного огня.

В России праздник получил также название «Воскресение словущее», что означает, что он только «словет» или «слывет», то есть считается воскресным днем, хотя, в отличие от Пасхи, праздника Светлого Христова Воскресения, может таковым и не являться. Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, так как по народному представлению никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Другое название воскресенских храмов — церковь Воскресения Словущего.