Новости Костромской епархии

Праздник собора двенадцати апостолов в Никольском храме села Саметь

Источник информации: Костромская епархия
13 Июля 2019

В праздник собора двенадцати апостолов митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Литургию в церкви во имя святителя Николая в селе Саметь.

Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Зинчук, клирик Свято-Никольского храма протоиерей Геннадий Гончаренко, протоиерей Александр Бритов, иерей Михаил Мостовой, иерей Роман Кравченко.

В своей проповеди владыка отметил: «Апостолы были поразительные люди, которых Господь избрал на самое высокое служение на Земле. Люди эти были простые, в основном неграмотные. Евангелие за апостола Петра писал его ученик апостол Марк, ибо Петр писать не умел.

Господь говорит апостолам: «Однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются, но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны…».

И вот эта горстка людей, получив благодать Святаго Духа, имея веру, как свидетели проповеди, страданий и воскресения Христова просвятили всю вселенную, весь тогдашний мир: от Испании до Индии, от Британии до Эфиопии. Сделали такое дело, которое невозможно совершить никакой политической партии или еще какой-то большой группе людей, обличенных властью и деньгами. Те, кто сомневаются в силе Божьей, пусть подумают об этом.

Не смотря на все сопротивления Римской империи, которые она оказывала 3 века, к 4-му веку христианство распространилось по всей империи и за ее пределы и настолько окрепло , что власть признала его своей главной религией.

И мы не будем забывать, как наша история свидетельствует о том, какую силу имеет христианство, если народ его принимает. Даже не смотря на время атеизма, когда вере не учили, а наоборот запрещали, народ наш сохранил христианскую нравственность.»

О селе Саметь рассказывает историк Николай Александрович Зонтиков:

«Впервые "погост Самин (…) на Самитцком озере" упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков.

В начале 50-х гг. XVII в. в "селе Самите" стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 1914 г. император Николай II – в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии – прислал в дар церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери. 15 июля 1914 г. – за несколько дней до начала I-й Мировой войны – массовый крестный ход перенес подаренную царем икону из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в церковь в Самети (образ похищен из храма осенью 2002 г.).

Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г. и, несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря П.А. Малининой, пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил свое предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались.

После Литургии митрополит Ферапонт отслужил литию у могилы Прасковьи Андреевны Малининой, помянул всех почивших строителей и благоукрасителей этого храма. В дар храму глава митрополии преподнес икону святой блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей.