Татарстанская Митрополия

В канун Недели 32-й по Пятидесятнице митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Казанско-Богородицком монастыре

6 Января 2019

5 января 2019 года, в канун Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Главе Татарстанской митрополии сослужили наместник обители игумен Марк (Виленский) с братией.

Песнопения исполнили мужской хор под управлением Дениса Рогова и смешанный — под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).

По окончании вечернего богослужения правящий архиерей поздравил молящихся с грядущим праздником Рождества Христова.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот и дожили мы с вами до Рождества Христова. Внимательно слушая ирмосы канона сегодняшнего богослужения, мы обратили внимание на то, что они были из песнопений Страстной седмицы. Удивительно: только наступает Рождество, а уже поются трагические песнопения, которые готовят нас к крестной смерти Христа. Церковь указывает, сколь великое чудо в рождении Иисуса Христа. Матерь Божия была земнородной — безгрешной, но одной из нас. Она стала выше всех небесных сил, и не зря мы поем о Ней как о «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

В Рождестве Христовом заключается великая тайна. С одной стороны, Спаситель родился без семени, с другой, от Девы рождается Сын Божий. Господь воплощается и берет нашу плоть. У апостола сказано: «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27).

Адам и Ева — праотцы всех нас. Значит, их грех коснулся плоти и духа человечества, распространился на всех, и невозможно было по отдельности каждому человеку достичь полной святости. И тогда Бог послал на землю Своего Сына, через воплощение принявшего на Себя нашу плоть.

Как я сказал выше, мы только ожидаем торжественной Рождественской ночи, а уже поем «не рыдай Мене, Мати». Он рождается не для того, чтобы, как думали иудеи, стать вечным Царем для одного избранного народа. Он рождается, чтобы умереть тяжелейшей смертью на кресте, умереть от рук тех, кого пришёл спасти. В этом тайна Рождества Христова. Рождается Богочеловек — Сын Бога, но и человеческий, и в этом сила нашей веры, в этом суть христианства. Христос рождается, чтобы соединившись нашей плоти, как скажут святые отцы, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», взойти на крест, принять смерть, сойти во ад и воскреснуть, воскресить ту плоть, которую Он получил при рождении. И именно с этой плотью, но уже обоженной, освященной, Он вознесся на небо к Богу Отцу.

Об этом мы должны думать в Рождество, но думать и о другом. Мы рождаемся, чтобы умереть, ибо нет человека бессмертного. Смерть — это не исчезновение, а переход из земного бытия в иной мир. И живя здесь, нужно думать, что определит Господь по нашим делам. Кажется, чего проще — жить, как заповедал Бог. Разве трудно любить Бога, не убивать, не красть, не лгать, почитать родителей, не желать зла никому? Ведь это естественное состояние человеческих взаимоотношений. Но наша греховная природа извратила суть отношений человека к Богу и друг ко другу. Исполнение заповедей, которые открывают двери в иной мир для общения с Богом, становится для нас делом очень сложным. Мы сами удаляем себя от блага.

Особенно важно помнить об этом именно в эти дни. Господь вездесущ. Уже ангелы поют, уже спешат волхвы с востока, уже Пречистая Дева Мария идет, обремененная, в Вифлеем, где нет места в гостинице… Вот там должны быть наши мысли, со Христом. Что мы несем Ему? Понимаем ли, что получил род человеческий и чем отплатил Христу? И что ожидает нас? В эти оставшиеся дни, даже часы до Рождества, открывайте книгу своей жизни и читайте, что там написано. Еще есть время изгладить помарки и кляксы при условии искреннего покаяния. И тогда Господь, родившийся и распятый, воскресший и вознесшийся, отпустит наши грехи, чтобы мы к ним больше не возвращались. С праздником!

6 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершит Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Казани(ул. Баумана, 5). Начало богослужения в 9.00.