Татарстанская Митрополия

В Казани продолжает работу выставка икон «Повесть и чюдеса… явления образа, иже в Казани»

21 Марта 2018

В течение марта несколько групп студентов очного, подготовительного и регентского отделений Казанской православной духовной семинарии стали посетителями уникальной выставки икон «Повесть и чюдеса… явления образа, иже в Казани», разместившейся в «Ак Барс Галерее» на улице Баумана.

Студенты духовной школы ознакомились с экспозицией, представляющей собой многочисленные списки с Казанской иконы Пресвятой Богородицы XVI—XX вв. Особенный интерес у них вызвали один из первых списков, датируемый концом XVI века, а также копии с Московского и Петербургского списков и работы иконописной мастерской Казанско-Богородицкого женского монастыря.

Экспозиция построена таким образом, что посетитель может без труда проследить более чем четырехвековой путь Казанской иконы Богородицы: от ее явления в Казани в 1579 году до широкого общенародного почитания. На выставке можно увидеть наиболее почитаемые списки икон — Московский, Петербургский и Ватиканский. Безусловно, важнейшим экспонатом выставки является один из первых списков с первообраза, датируемый 1590 годом.

Для ценной иконы в галерее выделено особое место — центр зала. Образ находится в стеклянном кубе, и его можно осмотреть со всех сторон. Заметно, что время оставило свой след на иконе: доска потерта, а по краям видны царапины и выщербины. По мнению экспертов, состояние иконы можно оценить как хорошее.

«Судя по всему, она перемещалась нечасто. Возможно, большую часть времени икона находилась в каком-нибудь храме. Скорее всего, она не была выставлена для всех, а хранилась в алтарной части. А в храме, как известно, иконы менее подвержены разрушению», — рассказывает один из организаторов выставки Юрий Павлов.

Голова Богоматери на иконе склонена к младенцу Христу, правая рука Которого, отведенная под прямым углом, сложена в жесте двуперстного благословления. Их глаза — раскосые; они немного больше, чем мы привыкли видеть на более поздних иконах. Подобные черты характерны для иконописи XVI века.

«Сейчас таких икон по пальцам перечесть. Это список, скорее всего, сделан с явленной иконы», — говорит Юрий Павлов.

На уникальной выставке, основу которой составляет частная коллекция, представлено более ста икон Божией Матери из разных уголков России. Казанская Богородица почиталась повсеместно, но в каждом регионе была своя стилистика написания.

«Казанская икона Богородицы тесно связана с историей нашей страны», — заключил собеседник.