Татарстанская Митрополия

В канун Недели сыропустной митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Казанско-Богородицком монастыре

18 Февраля 2018

17 февраля 2018 года, в канун Недели сыропустной, Воспоминание Адамова изгнания, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Казанско-Богородицком мужском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Марк (Виленский) с братией.

Богослужебные песнопения исполнялись двумя монастырскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).

По завершении богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к духовенству и молящимся с поучительным словом:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» — это песнопение Святая Церковь предлагает нам накануне Великого поста. Какое отношение к нам имеет событие, о котором вспоминает Псалмопевец? Что происходит и о чём поется? На реках Вавилонских евреи. Вновь в плену — был египетский плен, а теперь вавилонский. Разрушен Иерусалим, поруганы святыни, лучшая часть народа угнана.

Почему же это случилось? Потому что богоизбранный народ, которому так часто Бог открывал Себя, народ, которому даны были заповеди, народ, который Бог выводил из египетского плена, народ, которому нередко сами ангелы предшествовали в битвах, — этот народ всё забывал: заповеди, благодеяния Божии, веру своих отцов. Этот народ развращался, творил беззаконие за беззаконием, поддавался языческому влиянию и нередко вместо истинного Бога поклонялся языческим богам — творениям рук человеческих.

Но отступление от Закона Божьего не проходит безнаказанно. Очерствели сердца, развратилась воля, ум стал землёй — и тогда нужными стали испытания. Господь не является источником бед, люди сами открывают ворота, через которые напасти идут на них. Эти ворота — сердца развращенные, а внешние обстоятельства, беды — лишь следствие.

И вот плен — вдалеке от святынь, от родных мест, от родных могил. Но осталась память. Когда люди жили в месте, святом для них — в Иерусалиме, в Палестине — они не ценили этого, забывали Бога и жили беззаконно. И вот оказались в чужой стране пленниками, которых унижали и презирали. Сказано в песнопении: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Вспоминая Иерусалим, говорили: «Боже милостивый, что мы наделали! Мы жили беззаконно, не соблюдая Твои заповеди, а теперь вспоминаем Сион — нашу святыню. Но мы к Тебе мыслями возвращаемся, Боже, наше сердце растревожено, наш ум осуждает нас за наши беззакония».

Всегда смущают слова в этом песнопении: Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень. О каком блаженстве говорит пророк? Ты разбиваешь о камень младенцев и за это тебя называют блаженным? Содрогается сердце, протестует ум: нет, так не может быть! Конечно, не может, ибо о других младенцах говорит пророк-псалмопевец — о младенцах зарождающегося греха.

Грех, который мы принимаем, с которым мысленно общаемся, постепенно становится нашим вторым «я». Как кукушонок из подброшенного в гнездышко маленькой птичке яйца, он выбрасывает родных птенцов. Младенец-грех, поселившись в душе, начинает вытеснять из души всё доброе.

И вот здесь вспомни, христианин, слова этого псалма. Постучался в твою душу грех в виде помысла — пока он еще младенец, отгони его, не принимай, не беседуй с ним, ибо он коварен и жесток. Выбрасывай из своего ума и не допускай поселиться в сердце. А о каком камне идет речь? Камень есть Христос, Его заповеди, об этот камень разбиваются все нечистые помыслы у тех, кто прибегает ко Христу.

Очень важно нам, христианам, думать об этом, думать о сути духовной жизни, которая начинается в борьбе с малыми прегрешениями. Эта борьба делает нас настоящими воинами, крепкими в противостоянии злу и пороку, которые лавиной врываются в нашу жизнь через интернет, телевидение, блудную музыку… Остановись, разбей этого младенца, манящего тебя вниз. Помни о несчастных евреях, попавших в плен и беги от плена греха, пока есть силы. Но куда бежать? Беги к Богу, в храм, к учению святых отцов, вчитывайся в страницы Священного Писания. И даже в эти сложные дни брани нашей Господь помилует и спасет нас. Аминь.

18 февраля, в Неделю сыропустную, глава Татарстанской митрополии совершит Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Казани.