Татарстанская Митрополия

В канун праздника Рождества Богородицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Пятницкой церкви города Казани

21 Сентября 2017

20 сентября 2017 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкой церкви) города Казани.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма иерей Алексий Обрывко, наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Казани (поселок Царицыно) иерей Евгений Гаврилкин, клирики прихода.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением Лилии Сулимовой.

По окончании праздничной вечерни глава Татарстанской митрополии обратился к прихожанам с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Что за праздник сегодня мы с вами празднуем? Лучше, чем сказано в церковных песнопениях, не скажешь, ибо это вдохновенные слова святых отцов. В кондаке праздника говорится: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея».

Представьте себе родителей Пречистой Девы Марии. Жила благочестивая чета Иоакима и Анны. В традиции еврейского народа и по сей день чадородие считается благословением Божиим. Так было и на Руси у православных. Почему были большие семьи? Потому что это считалось исполнением апостольских слов: «жена … спасется через чадородие» (1Тим. 2:14-15)… Иоаким и Анна были очень благочестивыми, они жили праведной жизнью. Это не были некие праведники-фарисеи — это были праведники в простоте своего сердца. Исполняли заповеди, данные Богом, творили добро, были милосердны, постоянно молились, ходили в своей жизни как пред Всевидящим Богом. Но не было у них детей и нередко им приходилось слышать, что в чем-то они согрешили, что-то у них не так, они какие-то прегрешения имеют, раз Бог затворил чрево праведной Анны и обесплодил семя Иоакима.

Они люди, хотя и праведники. Они верили в Бога и любили Его, но в какой-то степени в душе их были ропот и непонимание: «Боже, что же Ты делаешь с нами? Зачем Ты отдаешь нас на поношение? Где дети наши?» И чем старше, тем больше скорбь. Они понимали, что наступает период, когда уже по физической природе они станут неспособными к деторождению. Есть повествование, что когда они увидели, как птица вьет гнездо и высиживает птенцов, это навело их на горькую мысль. И обратились тогда к Богу: «Господи, посмотри: даже птица небесная имеет деток и заботится о них. А мы?» Но там, где бессильна природа, действует сила Божия, там побеждаются естества уставы.

Удивителен при рождении Богородицы особый перст Божий: уже потерявшие надежду супруги обретают ребенка. Страх и трепет у Анны, она боится даже себе в этом признаться. Долго она таилась, но всё же поделилась со своим мужем. Были величайшая радость и надежда. Но каково же было счастье, когда от неё родилась Та, Которая станет Матерью Бога.

Встаёт вопрос: а знали ли Иоаким и Анна, кто их Дочь и что Ей уготовано? Мне кажется, некая Божественная весть была им дана. Наступит время и мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. И здесь будет видна печать Божия на этой юной девочке, когда она взойдет по высокой лестнице в храм, а затем войдет во святая святых — в алтарь, куда только первосвященник один раз в год имел право входить.

Рождество Пресвятой Богородицы — заря нашего спасения. Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, и дал благословение, и упразднил смерть, и даровал живот вечный. Нередко задают вопрос: почему у вас так много праздников и что они означают? Если бы мы знали нашу духовную историю, Священное Писание, то не относились бы так легкомысленно к этим праздникам, тогда торопились бы в эти праздники пойти в храм Божий. Для чего мы идём в церковь, особенно в праздники, как в день сегодняшний? Мы торопимся, чтобы здесь через молитвенное общение порадоваться рождению Той, Которая станет Матерью Бога, Той, Которая станет Царицей неба и земли, Той, Которая станет честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим — Пречистой Девы Марии. Мы бы шли с трепетом в храм и мысленно вместе с Иоакимом и Анной, родителями Богоматери, преклонили колена перед рожденной Матерью Бога. И преклонив колена сердца своего у Её святой иконы, обратились:

«Матерь Божия! Прошло более двух тысячелетий со дня Твоего рождения, со дня рождения Твоего Сына и нашего Бога Иисуса Христа, со дня Его крестной смерти, Воскресения и Вознесения. Но заповеди, которые Твой Сын оставил нам, по-прежнему касаются нас. Слишком сильно волнуется житейское море, по которому сейчас мы путешествуем, слишком высоки волны, слишком много соблазнов. Но мы выжили, прошли через толщу веков, через горнило испытаний — особенно на нашей матушке-Руси, где весь XX век проливалась христианская наша кровь. Мы выжили как Церковь, еще раз на себе испытав верность слов Сына Твоего: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Но мы слабы. Слишком много искушений, слишком много напастей, слишком много было сделано для того, чтобы уничтожить корень веры в сердце нашего народа, на Руси. Нас ещё малая горстка ныне стоит в этом храме перед Твоей святой иконой, перед святым алтарем. И мы об одном просим Тебя: Пресвятая Богородица! Призри на нас ныне с высоты небесной, посмотри на Землю Русскую, на нас, живущих на Земле Казанской, дай нам силы воспрянуть в вере, дай нам силы наших детей и наших близких привести к поклонению Сыну Твоему, к исполнению Его заповедей!»

Поверьте, наша молитва будет непременно услышана Царицей Небесной, особенно в дни, когда почитается Её память, ибо для Неё нет ни расстояния, ни времени. Мы глубоко верим, что Она сейчас с нами — и в образе Казанском, и в образе Седмиезерном, и во многих других. Мы должны прибегать к Ней с верою и любовью и тогда получим утешение, радость сердца, силу и крепость быть верными чадами Церкви Святой, нашей Русской Православной Церкви. С праздником!