Татарстанская Митрополия

В Великую Среду митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском храме казанского посёлка Дербышки

12 Апреля 2023

12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвящённых Даров в храме Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Дербышки (город Казань).

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), настоятель Успенского храма протоиерей Алексий Краевский, насельники Богородице-Казанской обители иеромонах Аркадий (Логинов) и иеромонах Филипп (Киселёв), настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии иеромонах Алексий (Яцейко), клирики прихода.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский смешанный хор под руководством Марины Литвиненко.

На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. Также за богослужением возносились сугубые молитвы о братии Успенской Киево-Печерской лавры. Проповедь по запричастном стихе произнёс иеромонах Алексий (Яцейко).

После пения «Буди имя Господне…» митрополит Кирилл совершил последние в этом году три земных поклона с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина.

По окончании богослужения владыка Кирилл обратился к верующим со словом:

Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры!

Каждый верующий стремится хранить пост каждую среду и пятницу, ведь среда — день предательства Господа нашего Иисуса Христа, а пятница — день распятия Спасителя за наши грехи. В память об этих событиях верующие люди по средам и пятницам, за исключением особых дней, которые определяет святая Церковь, совершают пост. Сегодня мы вспоминаем события Великой Среды, когда Иуда, оскорбившись тем, что увидел «неправильное» расходование средств, пришёл к первосвященникам со словами: «Что бы вы мне дали, если бы я Его предал?» (см. Мф. 26:15) И те пообещали ему 30 сребреников.

На протяжении 2 000 лет эта история имеет определённое отношение к каждому человеку, даже неверующему. Когда человек предаёт другого, его называют Иудой. Насколько же велико было совершённое Иудой злодеяние и насколько сильно оно вошло в нашу жизнь! А с чего всё началось? С того, что сребролюбие победило человеческий разум. Разве Иуда не видел чудеса Христовы? Разве он не присутствовал при воскрешении Лазаря? Но его страсть к деньгам победила. Человек может ходить в храм, причащаться Святых Христовых Таин, верить в Бога, но если в какой-то момент он открывает сердце для гнева и страсти, эта страсть уничтожает святое и настоящее, которое было у него в душе. Страсть может погубить бессмертную душу человека. И в какой-то момент человек может так упасть, что уже никогда не сможет встать.

Сегодня мы видим, как обезумевшие люди во время Великого поста играют на гармошках и пляшут перед Киево-Печерской лаврой. Люди настолько обезумевают, что веру в Бога и доверие к Нему заменяют верой в какую-то идею, развращающую душу. Такие люди всегда были и будут, как и праведники. Сегодня некоторые говорят: не лучше ли было построить вместо храма больницу или детский сад? Это говорят нам, которые на строительство церквей по копейке собирают. Можно с уверенностью сказать, что такие люди сами ни копейки не подали ни нищему, ни убогому. Просто по их ощущениям человек не должен этого делать. Они думают, что если у человека есть средства, он должен радоваться и веселиться. Для них становится совершенно непонятным, когда успешные люди бросают свою обеспеченную жизнь, уют и комфорт и, например, уходят в монастырь. Это трудно понять человеку, который имеет перевёрнутое сознание.

Слово Божие является противоречием мудрости земного мира. Эта мудрость всегда связана с обогащением, лукавством — тем, что не соответствует заповедям Господним. Христос говорил: «не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Это значит, что Господь отделяет нас от этого мира, где смыслом жизни становится слава, богатство, честь — всё то, чему как бы радуется душа человека. Всё то, что человек делает вопреки этому, становится ему противным. И тогда он начинает ненавидеть другого человека до смерти. Об этом можно прочесть во многих житиях новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда люди начинают ненавидеть человека, который не сломался, остался мужественным и верным своим традициям, вере, который не пошёл на компромиссы со своей совестью.

В начале советского времени люди очень ненавидели верующих. Я знал монахиню, которая за свой труд имела орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени. Но в какой-то момент она стала глубоко верующей христианкой. Когда её представили к награде «Герой Социалистического Труда», она отказалась. На неё смотрели, как на абсолютно сумасшедшую. А она говорила: мне ничего не надо, я просто хочу мирно жить и молиться Богу. Такие люди как эта монахиня становятся противоречием земному миру и мир начинает их ненавидеть. Согрешив сам, он начинает ненавидеть тех, кто не согрешил. Не надо удивляться тому, что верующих людей будут ненавидеть и уничижать — всё это уже происходит за несколько сотен километров отсюда, рядом. А ведь все мы — единое тело Христовой Церкви и мы ощущаем происходящее [в Киево-Печёрской лавре] как свою личную боль и трагедию. Этому миру предатель Иуда понятнее и ближе, чем те, кто отказываются от сребреников и остаются стоять на своих позициях.

Мы должны с вами помнить, что тот, кто с Богом, всегда защищён силой Божией. Потому не будем надеяться на «князей, сынов человеческих» (Пс. 145:3), а будем уповать на милость и любовь Божию, жить по заповедям Господним, сохранять свою душу в чистоте, стремиться к тому, чтобы унаследовать Царство Небесное, ради которого Христос пришёл в земной мир. Сегодня вечером мы будем вспоминать, как Спаситель пришёл в дом Симона, где некая женщина возлила на Него миро и отёрла его ноги своими волосами, тем самым, по словам Господа, приготовив Его Тело к погребению (см. Мф. 26:6-13). Апостолы услышали эти слова, но поняли их значение гораздо позже. Завтра мы будем вспоминать великий день учреждения таинства Святой Евхаристии. По возможности все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Таин, ведь без этого таинства мы не можем жить.

Дни Страстной седмицы для нас — святые. Поэтому будем проходить их с благоговением, со страхом Божиим и трепетом. Будем стремиться очистить своё сердце, чтобы с чистым сердцем узреть Воскресение Христово, по слову праздничной стихиры, которая поётся на пасхальном крестном ходе: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебя славить». Аминь!

Настоятель Успенского храма протоиерей Алексий Краевский поблагодарил Его Высокопреосвященство за попечение о приходе.

В завершение владыка Кирилл преподал верующим благословение.

После богослужения архипастырь посетил иконописную мастерскую, действующую на территории прихода при поддержке Фонда президентских грантов. Владыка ознакомился с работами взрослых и детей, обучающихся иконописному мастерству.

13 апреля, в Великий Четверток, митрополит Кирилл совершит Литургию святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря (ул. Большая Красная, 5). Начало богослужения в 9.00.