Татарстанская Митрополия

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Феофан совершил всенощное бдение в казанском храме великомученицы Параскевы

21 Апреля 2019

20 апреля 2019 года, накануне Недели 6-й, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме великомученицы Параскевы Пятницы города Казани.

Главе Татарстанской митрополии сослужили настоятель Пятницкой церкви иерей Алексий Обрывко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Казани протоиерей Андрей Лосык, клирики прихода.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением Лилии Сулимовой.

После полиелея правящий архиерей прочитал молитву на освящение ваий и окропил ветви верб святой водой.

 

По окончании праздничного богослужения архипастырь произнес проповедь.

Перед Своим вхождением в Иерусалим Господь воскресил Своего друга Лазаря. Народ в восхищении прославлял Его, был готов на руках носить этого чудотворца и пророка, понимая, что перед ними не просто человек, а посланник Всевышнего Бога.

Вифания сегодня — это уже часть Иерусалима, а тогда это был пригород. Христос повелел Своим ученикам привести ослицу с осленком. Они постелили на молодого необъезженного осленка коврик, и на него сел Христос. Поездка на осле — это было обычное дело в те времена. Здесь необычно, что Он садится на необъезженного ослёнка, но смиренного и спокойного. Люди постилали под ноги осла свои одежды, размахивали ветвями пальм и восклицали: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:9) Суть этих слов была им понятна, ибо после грехопадения, после различных мытарств, плена, гонений и рабства еврейский народ был измучен. Но через пророков, через закон Моисеев, через Писание люди знали, что придет Посланник Неба, Царь, Который спасет род человеческий. Было твердое убеждение, что Всевышний пошлет с небес царя, который будет царем именно иудеев, хранящих верность Закону.

Однако их помыслы были направлены не столько к небесному, сколько к земному. Люди ждали, устав от рабства, от чужеземного ига, когда твердая рука Рима покорила и Палестину, и Иудею. И они думали: «Вот Он — Тот, о Котором говорил Господь на заре человечества. Он воскресил Лазаря. Это наш царь, который сделает наш народ великим, и мы будем править всеми». Но совсем другую миссию пришел исполнить Христос — не царствовать над одним и для одного народа, а чтобы принять крестную смерть, сойти во ад и очистить от тления греха всех, бывших до Него, воскреснуть и, освятив Собою нашу земную плоть, очистив ее от греха, вознестись на Небо.

Под ноги осла, на котором сидел Христос, постилали одежды и ветви, Ему пели «осанна». А Он, подъезжая к Иерусалиму, говорит пророческие слова: придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19:43-44). Пройдет несколько десятков лет и начнется иудейское восстание. Когда римская власть подавит его, более миллиона иудеев будут убиты. Остальных выселят из Палестины и с того времени начнутся скитания еврейского народа по всему миру. Но корень этого события — распятие Христа, когда первосвященники иудейские скажут: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25). Пройдет немного времени после воскрешения Лазаря и народ, кричавший «осанна!», будет требовать распять Христа и отпустить разбойника.

Спустя две тысячи лет мы размышляем: «Какие неразумные они были! Не поняли, не приняли Христа, распяли Его». А сегодня что происходит? Кем был Варавва? Разбойником, убийцей, негодяем. Сегодня мы просим дать нам свободу — ту, за которую Господь уничтожил Содом и Гоморру, просим свободу для своих пороков. Весь «просвещенный» мир ухмыляется: «Какой Христос? Вон Его из общественной жизни, на задворки! Нет Ему места, нет места Его нравственности! Нам нужна свобода для греха».

Разве мы не гоним Христа, не распинаем Его? Весь ХХ век в нашей стране ругались над Христом, рушили храмы, уничтожали святыни, десятками тысяч убивали за веру в Бога. Люди старшего поколения помнят, как комсомольцы перед церковными праздниками не пускали в храмы людей, особенно молодых. Против кого боролись? Против Христа, против истины. Но, слава Богу, оставались праведники и молитвенники, через которых Господь не попустил гибели России, как это случилось с Иудеей, когда был полностью разрушен Иерусалим. Да, нас потрясло, но Господь сохранил нашу страну. И сегодня мы должны задуматься: «С кем мы? С апостолами, с мучениками и святыми, или в толпе, кричавшей: “Распни, распни Его!”»?

Наступает Страстная неделя. Христос вошел в Иерусалим, где Он будет предан Иудой. Будут грубость воинов, взявших Христа под стражу, будет поругание. В эту седмицу будем и мы со Христом, пройдем с Ним до Голгофы. И вместе с апостолами и женами-мироносицами поспешим ко гробу, чтобы услышать от ангелов: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24:5-6). И эта радость пусть прокатится по всей России, осенит наш разум, чтобы мы вновь поняли: христианство — это не религия печали и горя, Христос покорил смерть и воскрес. А значит и мы, через исполнение Его заповедей, непременно воскреснем.

21 апреля, в Вербное воскресенье, митрополит Феофан возглавил Божественную литургию в Духосошественском храме города Казани.