Татарстанская Митрополия

28 Августа 2018

27 августа 2018 года, в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Успенском храме города Казани (поселок Дербышки).

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Алексий Краевский, благочинный IV Казанского округа протоиерей Владимир Пономарев, настоятель Богоявленского собора города Казани протоиерей Алексий Державин, клирик Успенского храма протоиерей Иоанн Бухенко, настоятель храма Покрова Божией Матери села Тарлаши иерей Алексий Мошков.

Во время утрени, на полиелее, из алтаря духовенством была вынесена Плащаница Божией Матери и положена посреди храма, где она пробудет до богослужения с чином Погребения Пресвятой Богородицы.

По окончании первого часа правящий архиерей обратился к молящимся со словом проповеди.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Успения Богоматери, а также с вашим престольным праздником. Слава Богу, ваш храм понемногу преображается, налаживается церковная жизнь. Надеюсь, что в следующий раз я увижу больше молодых лиц, ведь дети — это самое главное в храме. Пусть Матерь Божия будет их покровительницей.

Успение Пресвятой Богородицы. В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Что мы празднуем сегодня? Вот это церковное песнопение, которое называется кондак, выражает сущность сегодняшнего праздника. Гроб и умерщвление не удержаста — значит то, что мы знаем определение Божие согрешившему человеку: ты земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19). Нет человека, который не прошел бы через врата смерти. В нашей сегодняшней жизни справедливо говорят об успехах медицины, и можно часто услышать фразу: «Деньги спасут». Но это не так. Назовите мне хоть одного миллиардера, который откупился бы от смерти? Нет ни одного. И нередко люди умирают, даже не прожив того времени, о котором говорит пророк: дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим (Пс. 89:10).

Смерть существует лишь в нашем понимании. Что это на самом деле? Исчезновение человека и уход в небытие? Умер — и конец, лопух базаровский на могиле? Или что-то иное? Смерть есть понятие символическое — в том и проблема для всех людей, особенно для неверующих. Запомни, человек, отрицающий Бога, отрицающий вечную жизнь: тебе бы хотелось, чтобы с прекращением биения твоего сердца, остановкой дыхания, уйти в землю, стать пищей для червей? И на этом всё, что бы хорошего или плохого ты в жизни ни делал? Не удастся раствориться! Погибнет оболочка, а душа бессмертна… Для нас же главное — Слово Божие о том, что каждый из нас бессмертен. Личность не может быть уничтоженной.

Обратимся к сегодняшнему празднику. Великая тайна того, как Богоматерь из рода нашего, человеческого, приняла в Своё чрево и стала Матерью Самого Бога, Сына Божьего. Это невозможно для человека, но для Бога всё возможно. Если Бог из ничего сотворил весь видимый и невидимый мир, и венец этого творения — человек, то вопрос «как» отпадает. Это тайна Божия, которая имеет место быть. И Богоматерь является нашей представительницей на небесах, всего нашего человеческого рода. Она носила во чреве Сына Божия, родила Его в Вифлееме. Она видела Его, творящим чудеса, видела, как Он воскрешает четырехдневного Лазаря. Стоя у креста, видела предсмертные муки Своего Сына и Бога. И наконец Она увидела, как Господь испустил дух, то есть умер в человеческом понимании.

Но было и другое. Его положили во гроб, запеленав по еврейскому обычаю. Но пришли жены-мироносицы, апостолы, и не нашли Его. И Богородица видела, как Он являлся и апостолам, и Ей после Своего Воскресения. Затем Она была вместе с апостолами и видела Вознесение Христа. С какой же мыслью Она жила на земле после Вознесения Своего Божественного Сына? Этой материнской тайны нам никогда не понять, не проникнуть в неё. Мы не знаем этого, но без сомнения Она имела общение со Своим Сыном и Богом.

Настал черед и Ей уйти из земного бытия. Собираются апостолы и, как мы сегодня слышали, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое; и Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой. Её похоронили по обычаю в гробе, высеченном в пещере. Когда же решили показать, где похоронена Матерь Божья, и отверзли камень, то тела не увидели. Она была взята от земли на небо вместе с телом, но уже иным, обоженным.

Разве не могла Она жить с нами вечно на Земле? Может, это было бы лучше? Трудно ответить на этот вопрос. Имея телесную оболочку, мы ограничиваемся пространством и временем, а для Неё, вознесшейся на небо, уже нет ни пространства, ни времени — и материнский Покров над всем родом человеческим, распростертый в любом уголке земли, к любому народу, к любой конкретной личности. Неслучайно Святая Церковь назвала этот праздник не «преставлением», а «Успением». Богородица как бы уснула и перешла в другой мир.

Какой урок мы должны извлечь из этого? Быть достойными этого Покрова, исполнять заповеди, которые оставил Её Божественный сын, Который пострадал и был распят за нас с вами, за наши грехи. Сегодня и завтра, подходя к Святой Плащанице, нужно мысленно стать перед Царицей Небесной и попросить прощения своих грехов. Попросите, чтобы Она умолила Сына Своего и снизошла бы на каждого благодать, которая помогла бы исполнять волю Божию. А всё остальное приложится. И пусть Господь, видя наше усердие, будет нам помощником, а Царица Небесная — нашей Матерью и заступницей. Аминь.

По окончании богослужения владыка Феофан преподал всем верующим архипастырское благословение. Детям, присутствующим в храме, Его Высокопреосвященство подарил наборы акварели.

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, глава Татарстанской митрополии совершит Божественную литургию в Богородице-Скорбященском соборе Свияжского Богородице-Успенского монастыря.