Татарстанская Митрополия

В Свияжске проходит выставка, посвященная церковному искусству Серебряного века

1 Мая 2018

В преддверии туристического сезона в Свияжске открылась межрегиональная выставка «Церковное искусство Серебряного века российской культуры (конец XIX — начало XX вв.)».

Экспозицию, разместившуюся в залах Музея истории Свияжска, составляют иконы, церковная утварь и книги, созданные в знаковый период культуры — в Серебряном веке. Главные экспонаты выставки — иконы, написанные Михаилом Нестеровым и Николаем Рерихом. Они заслуживают того, чтобы посетить ради них остров.

На выставке представлены экспонаты Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», Национального музея Республики Татарстан, Научной библиотеки им. Н. Лобачевского, Пермской государственной художественной галереи, Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Тотемского музейного объединения.

Церемония открытия началась с исполнения насельниками Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря тропаря Пасхи.

«В музее-заповеднике два выставочных зала, и к началу туристического сезона, начинающемуся 1 мая, мы по традиции готовим выставки, которые, как мы думаем, способны вызвать повышенный интерес у туристов. Тематика выставок всегда связана с историей Свияжска. Жемчужина Свияжска — это Успенский собор, который входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Серебряный век у нас представлен собором Богородицы во имя иконы „Всех скорбящих Радость“. Это замечательный памятник неовизантийского стиля в архитектуре, имеющий монументальные росписи», — рассказала заместитель директора музея-заповедника острова-града Свияжск Елена Карташева.

По ее словам, именно этот собор, построенный в 1906 году, дал импульс для изучения церковного наследия того времени. Начало положила экспозиция, посвященная иконе „Всех скорбящих Радость“. Выставка создавалась в целях повышения интереса к тому времени, ведь буквально через полтора десятка после возведения собора церковное искусство было на много десятилетий предано забвению.

«Серебряный век знаменит не только светской культурой, но и церковной. Это период отмечен развитием архитектуры, иконописи, живописи и декоративно-прикладного искусства», — отметила Елена Карташева.

В одном из залов музея расположились две работы выдающихся русских художников — Михаила Нестерова и Николая Рериха. В период Серебряного века творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими. Возможно, это было связано с тем, что этот период отмечен в России всплеском интереса к церковно-философской теме и духовными поисками. Художники как будто предчувствовали, что пройдет совсем немного времени, и на церковные культуру и философию будет наложено табу.

Экспозиция выстроена так, что иконы Нестерова и Рериха, доставленные из Перми, расположены фронтально, хотя работу Михаила Васильевича вряд ли можно назвать иконой. Это скорее фрагмент росписи.

Икона Рериха, экспонирующаяся в Свияжске, была написана художником в 1909 году для храма в честь Казанской иконы Богородицы Пермского Успенского женского монастыря. Лаконизм и традиционная строгость изображения оттеняются золотым фоном и выпуклым накладным нимбом — последняя деталь встречается нечасто. Икона стилизована под старинную: ее отличают приглушенные тона.

Икону-картину «Распятие» Михаил Нестеров написал по заказу пермских купцов в 1908 году. И хотя художника, для которого церковная тема была одной из главных, часто упрекали в несоблюдении канонов, он сумел привнести в церковное искусство нечто новое.

«Распятие», трагичное уже само по себе, проникнуто минутным отчаянием и состраданием. Глядя на это творение Нестерова, можно услышать слова Христа: «Прости Им, Отче, ибо не ведают, что творят». Лик Христа отрешен; Он выполнил то, ради чего пришел в мир, — спас человечество ценой Своей жизни. Глядя на Его спокойный лик, понимаешь: еще чуть-чуть — и наступит Воскресение.

Экспонирующиеся иконы, картины, церковная утварь и книги дополнены живописными полотнами с изображением храмов. В Свияжске, этом трагичном и намоленном месте, экспонаты выставки воспринимаются не холодно и умозрительно, а как памятники живой церковной истории — под перестук капель вчерашнего бесконечного дождя и звуки песнопений насельников Успенской обители.

  • Стоимость билета 150 рублей.
  • Стоимость льготного билета 100 рублей.
  • За справками обращаться по телефону +7-987-003-07-47.