Татарстанская Митрополия

5 Ноября 2017

2-3 ноября 2017 года в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Внешние связи регионов Российской Федерации. Опыт Республики Татарстан», приуроченная к 100-летию образования Татарской АССР и 25-летию ее международной деятельности.

В работе форума приняли участие заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев, член Совета Федерации Олег Морозов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, представитель России в ООН Хафиз Салихов и другие видные государственные деятели.

Русскую Православную Церковь представлял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Глава Татарстанской митрополии выступил на панельном заседании конференции «Культурно-цивилизационный диалог как инструмент “мягкой силы” во внешней политике России. Опыт Татарстана». В своем выступлении владыка Феофан указал на актуальность проблем, обсуждению которых посвящена повестка дня конференции.

«Тема, заявленная заглавной на нашей сегодняшней встрече, для меня отнюдь не нова и не является теоретической — это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь, — отметил архипастырь. — Что такое “мягкая сила” сейчас? С чем столкнулся мир? Мы видим, что после распада Советского Союза, при котором соблюдался баланс сил, равновесие было утрачено. И одна страна, которая сочла себя победителем, надеющаяся на свое мощное экономическое и во многом военное превосходство, сочла, что больше нет необходимости считаться с другими странами, с другими народами, с другими цивилизациями. Они решили, что всё в мире должно быть по их стандартам, которые не подлежат никаким ревизиям и должны выполняться беспрекословно. Им казалось, что это очень легко сделать, а если на то не было согласия, то военная машина обрушивалась на головы носителей иных культурных ценностей — например, на Ирак».

«Я покинул Багдад всего за два часа до начала первой бомбардировки, — рассказал архиерей. — Я находился в составе небольшой дипломатической группы. Мы пытались разобраться, что же происходит, проводили много встреч, разговаривали с разными людьми. И хотя уже становилось небезопасно, я всё-таки решил пройтись по Багдаду.

Тогда западная пропаганда кричала на весь мир, что народ в Ираке голодает, что там царит диктатура. Но в магазинах я не увидел какого-то острого недостатка товаров. Там не было изобилия, как в наших супермаркетах, но было всё необходимое и по невысоким ценам.

Выйдя из магазина, я увидел стройку. Строился дом и, как принято на востоке, его строили всей семьей. Мужчины и женщины носили в корзинах песок, цемент, стройматериалы. Всем руководил пожилой человек, с которым я заговорил: «Что вы делаете?» «Строим дом». «А кто все эти люди?» «Моя семья — сыновья, внуки. Мы все будем жить в этом доме». Я, немного замявшись, сказал: «Но, если вдруг война начнется, всё это будет разрушено». На это он очень спокойно ответил: «Мы новый дом построим». «А если, не дай Бог, все погибнут, — кто же будет жить в доме?» И он мне ответил словами, которые до сих пор звучат в моих ушах: «У нас появятся другие дети. Мы свою землю никогда не покинем».

Это и есть ответ на то, с чем сегодня столкнулся самоуверенной западный мир. Думалось, что всё очень легко: приехали, разбомбили, поставили своего человека — и все теперь будут жить по заведённому ими порядку. Не получилось, не получилось нигде! Не помогли никакие «цветные» революции. Внешние признаки были: подготовлены свои команды, свои люди, которые были готовы взять власть и жить по порядкам заокеанских гостей. Но всё это столкнулось с цивилизационным протестом, ведь столкнулись два разных мира. Никогда восток не примет цивилизационный выбор запада.

Не нужно также забывать, что огромный социалистический мир, ныне часть Западной Европы, и весь «третий мир» не участвовали в выработке тех цивилизационных стандартов, которые сегодня повсеместно навязываются. Мы их не обсуждали, по ним никогда не было консенсуса. Поэтому эти стандарты не могут быть легитимными и обязательными для всех, мы их никогда не примем.

Может быть, кто-то думает, что плавильный котел американской, западной идеологии сделают своё дело. Но он не сделал этого, мы видим сейчас, что творится в связи с притоком беженцев в Европу. Нет плавильного котла — наоборот, под воздействием внешнего фактора происходит децентрализация европейской цивилизации. Вопрос цивилизационного выбора и точек соприкосновения различных миров сегодня является вопросом номер один.

Но за решением этого вопроса ходить далеко не нужно — достаточно показать пример Татарстана, который накопил огромный опыт взаимопроникновения культур и религий без потери национальной идентичности. Это та золотая середина, которая является залогом выживания всех народов.

Сегодня в мире самым важным остаётся вопрос, выживет ли человечество, сохранится ли жизнь. И решение этого вопроса зависит от нашего уважения к другим цивилизациям, от искреннего интереса друг ко другу. В 80-е годы было движение «Народной дипломатии»: к нам в страну приезжало большое количество американцев, в том числе, по линии Церкви. Мы тоже ездили в Америку, это был замечательный опыт. Мы совершенно по-иному смотрели друг на друга, совершенно по-другому воспринимали, были интересны и верили друг другу. Сегодня, к сожалению, господствует другая идеология. И тут очень важно сохранять терпение и веру в свою правоту.

Примером этого является наш Президент. Он делает своё дело спокойно, сдержанно и с уверенностью. Возьмём его позицию в сирийском вопросе: сколько говорили и внутри страны, и за её пределами, зачем мы пошли в Сирию, ведь будут только жертвы. Сейчас говорят совсем другое. И результаты есть, и потери минимальны. И неизвестно, что было бы, если бы мы не вмешались».

В завершение своего выступления митрополит Феофан поздравил собравшихся с Днем народного единства. Архипастырь пожелал всегда помнить уроки прошлого и ценить сложившуюся в республике гармонию в межнациональных отношениях.