Татарстанская Митрополия

Проблемы преподавания основ религиозной культуры в школе обсудили участники II съезда православных педагогов Татарстана

16 Октября 2017

Одной из самых активных площадок форума православных учителей Татарстанской митрополии стала секция «Преподавание основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) и основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)».

В работе круглого стола, руководил которым старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Казанской духовной семинарии иерей Александр Махов, приняло участие 17 преподавателей этой сложной, но очень актуальной сегодня школьной дисциплины. Именно она призвана формировать у современных школьников интерес к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также формировать в детях навыки общения с представителями других культур и мировоззрений.

О важности этого предмета говорил в своём выступлении на пленарном заседании Съезда и глава Татарстанской митрополии. «Я помню, сколько копий было сломано в спорах по поводу расширения знаний о вере через систему образования. Спорили стоит — не стоит, привнесет — не привнесет. Не надо лукавить — ничего кроме добра эти занятия в жизнь не привнесут. Это нас только вооружит против зла!»

Участники секции заслушали доклады, посвященные самым разнообразным аспектам преподавания духовно-нравственных дисциплин как в рамках образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности. Педагоги делились опытом интеграции в предмет элементов различных сфер культуры и искусства, обсуждали особенности преподавания духовно-нравственных дисциплин среди школьников различных возрастов, а также рассматривали отдельные аспекты предмет как точки соприкосновения и взаимодействия светской и религиозной систем образования. Большое внимание было уделено внешкольной и факультативной работе. Педагоги подробно остановились на вопросах нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ в начальной школе, проведение детских фестивалей, народных праздников и других мероприятий.

Насыщенной и содержательной получилась резолюция секции, в которой ее участники рекомендовали рассмотреть вопрос о замене учебника Сахарова по ОРКСЭ для 4-х классов. Педагоги сошлись во мнении, что это учебное пособие не вполне соответствует современным требованиям и ожиданиям в вопросах нравственного воспитания учащихся, а также содержит много ошибок и искажений в материалах, касающихся основных мировых религий.

Кроме того, преподаватели высказали мнение о необходимости проведения семинаров для учителей ОРКСЭ для постоянной совершенствования и пополнения знаний по трём основным религиям, а также для обмена методическими и дидактическими наработками. Этим же целям призвана служить библиотека методических пособий и сборников текстов для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР, о создании которой также договорились участники секции.