Татарстанская Митрополия

19 Апреля 2016

«Социальная сеть в жизни человека. Во имя чего?» — на эту острую и важную для множества молодых людей тему в минувшую субботу в клубе «Азбука» разговаривал с православной молодежью протоиерей Сергий Шкуро, клирик храма преподобного Серафима Саровского города Казани. Батюшка «разложил по полочкам» поведение в социальных сетях, поделился личным опытом и разобрал с молодежью глубинный смысл таких знакомых и часто используемых слов и понятий — «человек», «вера», «личность».

— Человек — это существо, которое не может без общения. С одной стороны, — это молитва, с другой — общение человека с человеком. А что такое жизнь вообще? Марксистское определение гласит: «Жизнь — это способ существования белковых тел», — атеистическое такое. Ничего безжизненного в природе не существует и все наделено жизненностью, но в разной степени интенсивности. Человек — самое интенсивное существо, в котором есть индивидуальность и потребность общения. И индивидуальность без общения не сможет быть личностью. И вот появляется социальная сеть, она дает человеку возможность чем-то поделиться — значимым, важным, где, когда, во сколько. Следующий виток — подключение к этой социальной сети людей, которые просто к ней подключаются, как к данности. А потом незаметно социальная сеть из средства становится целью.

Отец Сергий поведал, что такая наука, как антропология, сейчас выявила феномен —  человек может утратить человечность. То есть мы можем столкнуться с электронным человеком, погруженным в виртуальную реальность. Батюшка отметил, что на западе уже появились клиники, работающие с такими пациентами, и даже привел пример из науки. Зафиксирован факт, что если человек годами играет, проводит все время в Интернете, общается только виртуально, то у него меняется химический состав крови и начинают вырабатываться вещества как после приема запрещенных препаратов. И на очистку крови от такой «зависимости» требуется 4 месяца лишения использования любого электронного средства.

— Давайте лишим соцсеть других характеристик, рассмотрим ее только как средство удовлетворения технического общения, простого обмена сообщениями. Вот у нас есть лопата, например. Мы можем накопать земли, но мы же не будем везде ходить с этой лопатой, думая, что где-то еще она нам пригодится. Но все же социальная сеть имеет право на существование — как православная, так и неправославная. И во втором случае ее направленность помогает нам нести миссию! В свое время даже у Патриарха Кирилла был призыв ко всем священнослужителям, чтобы те зарегистрировались в соцсетях и поддерживали общение там. На моем примере, скажу, что это сложно, я предпочел живое общение, это вопрос приоритетов.

Далее батюшка призвал, если есть возможность, все равно пользоваться социальными сетями, неся миссию, но соблюдая технику безопасности, без ущерба для самого себя.

— Мы не можем быть застрахованы от так называемых троллей (провокаторов), только интуиция подскажет, искренне с нами общается собеседник или нет. И вот для таких у вас всегда должен быть «джентельменский набор» заготовок — ответов на самые популярные вопросы. А там дальше смотрите, ищет ли ваш собеседник ответа или он просто провоцирует, — в таком случае не нужно продолжать общение. Если происходят такие провокации в группах, то можно использовать бан.

Затем от участников встречи последовал актуальный вопрос — нужно ли отказываться от соцсетей на время поста?

— Давайте вспомним, что Церковь — Тело Христово, а мы все — ее члены. Каждый из нас определенная составляющая. Церковь — это единство человека и Бога. И вот мы в Церкви — как в социальной сети, но не все так просто… Этот организм — многоуровневый. Кто-то только пришел, кто-то здесь всю жизнь, кто-то представляет «институт сомневающихся». Исходя из этого, каждый человек определяет свою подчиненность совпадения с направлением движения. Церковь — это корабль, который плывет из земного бытия в юдоль вечности. Так вот, пост — это тоже направление, это движение, и каждый для себя определяет интенсивность. Конечно, мы можем выйти из соцсети в пост, если это отвлекает нас от молитвы и общения с Богом. Я отказался от просмотра фильмов, потому что это отвлекает меня. И даже через некоторое время такого отказа я чувствую легкость в мышлении, в жизни… Я не призываю вас выйти из социальных сетей, это было бы провокационно и неправильно. Ведь для кого-то из вас она может стать уникальным явлением, замечу, что она несет не только развлекательную функцию.

Гость привел примеры полезных сторон соцсетей — способ приобщения к Православию, возможность узнать расписание богослужений, посмотреть проповедь. А далее обратил внимание на то, что каждому человеку необходимо живое общение, разговоры, объятия и никакая социальная сеть, даже Skype с его предложениями, в этом не помогут.

— Нормальный полноценный человек — это интеллект, это сердце, эмоции, и это воля, иногда ее называют стремлением. Если этого нет, то есть индивидуализированность, раздробленность, рассыпленность…

Кстати, половину встречи с отцом Сергием Шкуро участники провели без таких привычных гаджетов — все телефоны и планшеты были «сданы» до конца беседы. И, как потом отмечали сами ребята, это было большим плюсом.

Напоследок отец Сергий сформулировал основной критерий пользования социальными сетями — их влияние на молитву и общение с Богом, подкрепив примером.

— Мне рассказывает один человек: «стою, механически читаю правило, а вдруг зазвонил телефон. И я сразу бегу к нему, чтобы ответить». Во время молитвы мы обычно сосредоточены, а если вдруг начинаем думать о соцсети, то это сигнал, что пора корректировать. Пора задуматься, что я делаю, зачем, может, я просто обсуждаю что-то неважное? Вроде пишу, отвечаю, а потом посмотрю переписку — и не понимаю, о чем это.