Новости Карельской митрополии

21.10.18 Митрополит Константин совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе Петрозаводска

Источник информации: Карельская митрополия
26 Октября 2018

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

21 октября 2018 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Память святых отцов VII Вселенского собора, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе г. Петрозаводска. Накануне митрополит Константин совершил там всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.

После чтения Святого Евангелия Глава Карельской митрополии обратился к пастве со словом проповеди на евангельскую тему.

«Евангелие от Луки, повествует об исцелении юноши, единственного сына наинской вдовы. Это событие произошло вскоре после исцеления слуги римского сотника: «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк.7:11-12). В этот момент Иисус Христос, окруженный радостной толпой, требующей чудес, исцелений, сталкивается с выходящей из ворот города Наина скорбной похоронной процессией, в которой несли умершего юношу — единственного сына у вдовы.

Большинству из нас приходилось встречаться со смертью близких и каждый из нас хорошо знает это ощущение невосполнимой потери, когда белый свет кажется уже не мил. Но во всяком случае остаются ещё какие-то другие родственники. В этом же случае бедная вдова потеряла единственного сына — свет очей, любовь и надежду на будущее. И Иисус Христос на глазах у всех совершает чудо. Обычно Господь всегда испрашивал исповедание веры прежде чем сотворить чудо исцеления. Здесь же он не спрашивал о вере этой женщины, она была убита горем. Единственное что в этой ситуации можно было для нее сделать это утешить и поддержать: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7:13). Эти слова Господа Иисуса Христа проносятся через два тысячелетия и отзываются в сердце каждого из нас, кто потерял своих близких. Святой учитель Церкви — величайший Богослов Иоанн Златоуст учит: «если кто из вас потерял близких, пускай плачет, но плачет так, будто бы провожает в дальнюю дорогу с надеждой на встречу, а не предается горю, плачу и сетованию как о чем-то безвозвратно утраченном; пускай ожидает встречи в Царствии Небесном».

После того, как Господь Иисус Христос в первую очередь утешил бедную вдову, он прикасается к юноше и тот встает: «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его» (Лк.7:14-15).

Дорогие отцы, братья и сестры! В этом очень коротком евангельском повествовании каждое слово имеет огромное значение. И здесь написано, что юноша не просто встал и стал веселиться, но он стал говорить. Далее евангелист пишет: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Когда мы в Церкви учим о том, что человек должен иметь страх Божий, или когда детям об этом говорят в воскресной школе, или на уроках «Основ православной культуры», то нас упрекают в запугивании. Но страх страху рознь. Вы все сталкивались со страхом перед нападением собаки или бандита в темном переулке: ноги становятся ватными, пропадает дар речи, человек долгое время не может прийти в себя. Это парализующий страх от которого человек слабеет. Но совсем другое — страх Божий, от которого ум человека проясняется, душа становится более отзывчивой, чуткой и тонкой, человек начинает чувствовать иные миры. И в сегодняшнем повествовании мы слышим, что народ исполнился страхом Божиим, говоря что Бог посетил люди своя.

Дорогие отцы, братья и сестры! Смерть это великое Таинство. Когда мы прощаемся с человеком, то чувствуем как с его образа, который сохраняется в наших сердцах, смерть сметает обыденную шелуху и остается светлый облик без будничных подробностей. Этот облик — это образ Божий, который заложен в каждом человеке, и который просияет в Царствии Божием, особенно если человек в этой земной жизни посещал храм, исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Церковь неслучайно в этот воскресный день читает именно это короткое евангельское зачало о воскрешении сына наинской вдовы. Это прообраз воскрешения Иисуса Христа, всеобщего воскрешения. Святые Отцы это место истолковывают следующим образом: умерший юноша — это образ каждого из нас, ведь в каждом из нас есть залог смерти. Все мы умрем, но смерть это не конец, за порогом смерти нас ждет всеобщее Воскресение залогом которого стал Господь Иисус Христос.

Святые отцы также в этом повествовании обращают внимание на то, что Иисус Христос отдал юношу матери его. Под матерью здесь имеется прообраз нашей Матери — Церкви. Духовное возрождение человека от мертвости происходит в Церкви через Святые Таинства, начиная с Таинства Крещения, где человек рождается в жизнь вечную. Это происходит в Церкви. И как Иисус Христос возвратил воскресшего юношу матери и утешил ее, также и каждый из нас возрождается к жизни вечной и Христос отдает каждого возрожденного к жизни в лоно Матери Церкви, и здесь, в Церкви, продолжается жизнь. Возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову было видение, которое он описал в книге Откровения — Апокалипсисе. Он увидел Церковь в образе жены, у которой была диадема — корона из двенадцати звезд, по числу двенадцати апостолов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). Эта жена являет собой прообраз и другой Жены, Имя которой мы пишем с большой буквы, которая также как и наинская вдова, потеряла Своего Единственного Сына. И если эта бедная вдова просто расставалась со своим единственным сыном, вероятно умершим от какой-то неизлечимой инфекционной болезни, то Пресвятая Дева своими глазами видела Сына своего, распинаемого на кресте. Боль, которая пронзила сердце Пресвятой Богородицы, была гораздо сильнее и страшнее всего того, что испытывала бедная наинская вдова. Господь Иисус Христос утешил наинскую вдову «не плачь», также и потом, будучи уже распятым на кресте, утешил свою стоящую при кресте и плачущую Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Дорогие отцы, братья и сестры! Жизнь человеку даруется в Церкви. В наши храмы вы приносите своих детей, приводите внуков, которые приобретают здесь залог вечной жизни. Воскресший духовный мертвец — человек, обретающий веру в любом возрасте, - в младенчестве, зрелом возрасте, или на старости. Господь разными способами призывает человека, любит человека и идет человеку навстречу, протягивая руку, даже не спрашивая исповедание веры. Но к сожалению, очень часто мы отворачиваемся от этой протянутой руки и делаем вид, что ничего не произошло. Редко бывает так, что у человека случается какое-то большое счастье и он бежит в Церковь благодарить Бога. Гораздо чаще бывает другая ситуация, когда человек сталкивается с каким-то горем, и это горе как камень разбивает скорлупу очерствелости нашего сердца, и в наше сердце начинает проникать постоянно действующая Божественная любовь, согревая наше сердце. Чаще всего, учитывая жестокосердие людей, обращение к вере происходит именно таким образом, через страдания.

Но мы должны помнить, что итогом земной жизни христианина является переход в жизнь вечную через всеобщее Воскресение, поэтому провожая своих умерших родственников, не должны убиваться горем, а вспоминать утешающие слова Господа нашего Иисуса Христа: «не плачь», и ожидать встречи по Воскресении. Аминь», - заключил Правящий Владыка.

На сугубой ектении были провозглашены специальные прошения, утвержденные Священным Синодом 14 сентября 2018 года о мире в Православной Церкви и вознесена молитва о мире в Украине.

После Божественной литургии владыка совершил заупокойную литию о новоприставленном прот. Владимире Кадыкове и убиенных в Керчи.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год