Новости Карельской митрополии

01.04.18 В Лазареву субботу митрополит Константин совершил Божественную Литургию в поселке Пряжа

Источник информации: Карельская митрополия
2 Апреля 2018

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

31 марта 2018 г., в Лазареву субботу, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в храме Покрова Пресвятой Богородицы поселка Пряжа.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, настоятель храма иерей Константин Кукушкин и протодиакон Владимир Морозов.

После отпуста Владыка обратился к прихожанам с проповедью о воспоминаемом событии:

«Вот уже прошла, пронеслась святая четыредесятница Великого поста. Сегодня Лазарева суббота, завтра Вход Господень в Иерусалим, и наступают совершенно особые дни Страстной седмицы. И, прежде чем войти в эти страшные дни, ответственные и насыщенные, Церковь подкрепляет нас воспоминанием великого и радостного праздника Входа Господня в Иерусалим, которому предшествует Лазарева суббота.

Эти два понятия, о которых мы сегодня слышали в Евангелии от Иоанна: смерть и радость – в нашем обычном человеческом восприятии совершенно несовместимы. Они друг другу противоречат. Каждому из нас приходилось переживать смерть родственников. Вы знаете, какое это горе, какая на сердце тоска, какая невосполнимая никем потеря. И вот мы слышим о том, что Иисус Христос обращается к окружающим, в первую очередь сестрам, Марфе и Марии: «Брат ваш умер. Но это к славе Божией».

Как это могло быть? Мы знаем о земной жизни Иисуса Христа, что у Него крайне мало было таких мест, где Он мог бы приклонить Свою главу – голову Творца мира, голову Сына Божия, голову Того, Кем сотворена не только земля, но и вся Вселенная. И таким прибежищем, наполненным уютом, теплотой и гостеприимством, был дом Лазаря, в котором тот проживал со своими сестрами Марфой и Марией.

Наверное, Лазарь был человеком благородным, с чистым сердцем, прекрасной, отзывчивой душой, потому что он сподобился именоваться другом Божиим. И когда сестры посылают Иисусу Христу сообщить, что Лазарь заболел, то они говорят не «Лазарь», а «тот, которого ты любишь».

И вот, в этот дом, в котором Иисус Христос находил иногда отдохновение, тоже пришло горе. По-видимому, болезнь протекала как-то невероятно быстро и тяжело. Сестры, пославшие сообщить Господу о болезни своего брата, не сомневались, что Он сразу же придет, или помолится, или учеников Своих пошлет для исцеления их брата. Но помощь замедлила, болезнь быстро развивалась, и вот уже Лазарь во гробе. Можно себе представить настроение этих сестер, их переживания, представить, что они помышляли об Иисусе Христе, Который раньше исцелял словом или каким-то действием, например, возложением рук, совершенно незнакомых Ему людей. Например, десяти прокаженных, какого-то слепого, какого-то расслабленного, которого спустили на носилках, болящих в Храме, которых Он по имени не знал. А тут друг Христов, в чьем дому Он так часто останавливался, умер и лежит в гробу.

Через два дня Христос говорит апостолам, что Лазарь уснул. Слово «уснул» (по церковно-славянски «успе») имеет двойное значение. Это и смерть – успение до Второго Пришествия – и сон. Ученики Христовы уцепились за это второе значение. Мы знаем, что если человек болеет и крепко засыпает, то это значит, что организм отдыхает, набирается сил – это к выздоровлению. И они тут же обрадовались и сказали: «Если уснул, значит выздоровеет». Наверное, они тоже любили гостеприимный радушный дом Лазаря и его двух сестер. Тогда Иисус Христос им прямо сказал, что Лазарь умер, но эта болезнь и смерть – к славе Божией. Даже многие самые близкие ученики еще не признавали в Иисусе Сына Божия. Величайшего пророка – да. Учителя – да. Но воплотившегося Сына Божия, Который имеет власть над самым страшным, над самым неотвратимым – над смертью – они они еще увидеть в Нем не могли.

И вот в этот день, еще до снисхождения Христа во ад в Великую Субботу, уже начинается борьба со владыкой ада и со смертью. Иисус Христос приходит в Вифанию, а уже Лазарь четвертый день как во гробе. Мы знаем, что собой представляли гробы в Палестине. Это небольшая пещерка, высеченная в склоне горы. Туда полагали тело умершего, обвязанного пеленами, и вход в эту пещерку заваливали большим камнем, чтобы хищные звери или бродячие собаки не растаскивали тело умершего.

Христос приходит, и вначале навстречу Ему выбегают сестры, которые плачут и говорят, что «если бы Ты был здесь, то не умер бы наш брат». Мы представляем, что они пережили. Господь обнаруживает там плачущих друзей, пришедших утешить сестер. Пришли туда покрасоваться перед людьми и «поплакать» и фарисеи, вытиравшие сухие глаза. Как же, какое-то торжественное мероприятие, хоть и печальное – и без них? Они любили председательствовать на всех собраниях, чтобы показать себя (Лк. 11:43).

Господь Иисус Христос, зная, что Он воскресит и исцелит Лазаря, не говорит, что Он это сделает мгновенно. Ему нужна вера в Него как Богочеловека. Потому что, если бы Он воскресил Лазаря сразу, то могло бы повторится то, что было после воскрешения сына вдовы Наинской, когда многие говорили: это был просто глубокий обморок. В те времена медицина не была на таком уровне, как сейчас. Отсутствие свидетельства о смерти позволяло говорить, что мальчик был просто в шоковом состоянии, что никакого чуда нет. Неверие и сейчас, и тогда одной и той же природы. Оно требует доказательств, доказательств и доказательств. А тут уже доказательств было не нужно: жаркий климат Палестины, четыре дня, и смерть уже полностью вступила в свою власть, уже, как мы слышали в евангельском рассказе, «тело смердит».

Иисус Христос показывает здесь, что Он - Богочеловек. Он проявляет и Свое человеческое естество, восскорбев, возмутившись духом, плача и сопереживая с остальным народом. По человечеству Он во всем подобен нам, кроме греха. И в то же время, показывая Свое божественное происхождение, Он обращается к Богу Отцу, чтобы чудо сие было ради того, чтобы все узнали, что Христос есть Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. И раздается громогласное: «Лазаре, гряди вон».

Перед этим камень отвалили от гроба. Наверное, невозможно себе представить, как связанный пеленами Лазарь, вероятно, какими-то мелкими шажками выходил оттуда, как с него спадали повязки, пелены, которыми он бы замотан. Как если бы мы прокручивали назад кинохронику, когда человек идет спиной назад, события развиваются наоборот, лицо этого Лазаря, уже подернутое трупной синевой и зеленью, стало постепенно очищаться, приобретать привычные черты любимого человека. И он сел и вместе с ними разделил трапезу.

Но что нас еще удивляет, дорогие братья и сестры, в этом событии? Святой Апостол Иоанн Богослов в те времена был еще совсем юным человеком. А мы отлично знаем, какая память у юношей. Многие люди старшего поколения не помнят, что вчера делали, но зато вспоминают все, что было в юности. И Апостол Иоанн Богослов передает нам множество малейших деталей события, все эти диалоги: что сказал Христос, что сказали ученики: что, может быть, не стоит идти в Вифанию и Иерусалим, где хотят убить Иисуса Христа, и как Апостол Фома сказал: «Пойдем, и мы умрем вместе с Ним». Мы слышим, что сказала Марфа, что ответил Иисус Христос, что потом сказала Мария, что снова сказал Иисус Христос. Все передано Иоанном Богословом. Но представьте себе: воскресший Лазарь сидит тут же за столом. Неужели к нему не было ни одного вопроса? «Ну расскажи, как там, что там, что ты пережил, что ты видел?» Такого быть не может. И – ни одного слова.

Когда евангелисты пишут очень скупо о чем-то, тогда еще можно понять. Но здесь из уст воскресшего Лазаря мы не слышим ни одного слова. И ответ на эту загадку один-единственный: та загробная, потусторонняя реальность не имеет никаких аналогов в нашей земной реальности. Полностью отсутствуют понятия, чтобы передать реалии того мира. Есть эпизод жития преподобного Серафима Саровского, записанный Мотовиловым. Когда преподобный духом спустился в преисподнюю, он потом сказал, что самые сильные человеческие слова блеклы по сравнению с тем, что он там видел. И наоборот, святой Апостол Павел, который был вознесен до третьего неба, был в раю, тоже, когда его спрашивали: «Ну что там?» – смог только повторить слова ветхозаветного пророка Исайи: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». И все. И больше Апостол Павел ничего не рассказывал: ни о молочных реках, ни о кисельных берегах, ни о райских кущах. И таково же молчаливое свидетельство воскресшего Лазаря.

Вот, дорогие отцы, братия и сестры, что мы должны помнить из сегодняшнего Евангелия. Завтра мы будем праздновать Вход Господень в Иерусалим, радостный праздник, имеющий, однако, и трагический оттенок, потому что земных дней радости у Иисуса Христа было крайне мало. В рассказе об этом событии тоже фигурирует Лазарь, которого иудейские первосвященники тоже решили убить как опасного свидетеля. Но Лазарь жил. И спустя какое-то время, он стал епископом на острове Кипр, в городе Китион, епископствовал там еще 30 лет. И погребен там же, в Китионе. Это примерно соответствует современному городу Ларнака на Кипре. И до сих пор там находятся останки его честных мощей.

Таким образом, мы из сегодняшнего Евангелия видим, что Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, есть Владыка всего: и земных, и небесных, и преисподних. И поэтому для нас становятся понятными слова Апостола Павла: «Жизнь моя – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Дай Бог и всем нам, когда мы встретимся лицом к лицу с Судией, тоже услышать радостное: «се, Мой друг Христов». Аминь».

Также митрополит Константин передал в дар храму напрестольное Святое Евангелие в кожаном переплете.

После проповеди к митрополиту Константину обратился настоятель храма иерей Константин Кукушкин. От имени прихожан храма он поздравил Владыку с праздником, поблагодарил за совершение Литургии и поучение, а также пожелал помощи Божией.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год