Новости Карельской митрополии

18.02.18 Митрополит Константин: «Когда мы осуждаем брата — внимание отходит от собственных прегрешений, а свои грехи уходят на второй план»

Источник информации: Карельская митрополия
19 Февраля 2018

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

18 февраля 2018 года, в Прощеное воскресенье, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном Александро-Невском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор собора под управлением регента Евгении Корыхаловой. Перед совершением чина прощения владыка Константин обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором в частности отметил, что:

«Сегодня святая Православная Церковь, вспоминая грехопадение прародителей и изгнание их из Рая, велит нам просить друг у друга прощения. Это повеление находит глубинный отклик в сердцах верующих людей, потому что голос совести обличает нас.

Совесть у каждого человека пребывает в различном состоянии: она бывает чуткой и бесчувственной, чистой и оскверненной грехами, а встречаются люди, по выражению Апостола, с прожженной совестью.

Совесть подсказывает нам, что чистая и искренняя любовь в сердцах людей угашается, — теряется жертвенность. Если же любовь и сохраняется, то постепенно превращается в самолюбие, самоутверждение и эгоизм. Даже в семье люди становятся чужими друг другу, потому что истинная любовь не стесняет свободу другого человека. Мы же любим так, что стараемся «подмять» под себя другого, самоутвердиться.

А Божья любовь бесконечно выше и сильнее человеческой. Она свята, свободна и жертвенна «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16)

Бог наделил человека Своим образом и подобием. Человек жил в Раю, где призван был заниматься свободным, творческим трудом, превращая всю землю в Рай. Но ему, как наделенному образом Божьим, была дана свобода выбора. В этом тоже проявляется Божья любовь. Создав человека, Бог не запрограммировал его на любовь к Самому Себе, а дал свободу выбирать. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь«.( Быт. 2:16-17) Адам и Ева не нуждались в познании добра и зла; они сами были добром — образом и подобием Всевышнего Добра, Самого Бога.

Поэтому и вкушать от древа познания добра и зла не было никакой необходимости. Это было испытание человеческой воли. Вкушая плод от древа познания, человек себе добра не прибавил, оно в нем уже было, а добавилось только зло. И это зло отравило его душу и сознание настолько, что первые люди внезапно ощутили себя нагими и устыдились, поняв, что не могут больше обращаться к Богу непосредственно. Гордый лжец — диавол, чтобы укрепить свое влияние на людей, внушает им оправдываться и даже хитро нападать на Бога, обвиняя Его в случившимся грехопадении. Не просить прощения, а самооправдываться учит злобный дух Адама и Еву.

Если бы человек, ум которого отравлен сатанинским ядом, остался в Раю, где было также и древо жизни, то Рай превратился бы в ад. Потому что в нем размножались бы и копошились осатанелые люди, бессмертные как демоны.

Но Бог, по своей любви к людям не допустил этого и изгнал их в мир, чтобы человек постепенно осознал в полной мере то, что произошло.

Тогда сатана был проклят, а люди окончательного проклятия не получили. Увы, с каждым годом сатана, обольщающий всю вселенную, становится все более близким «другом» осатаневших людей. Человечество постепенно злеет. Конец света неизбежен и, безусловно, будет, когда земля переполнится этим злом и зло достигнет «критической массы». И тогда «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2 Пет. 3:10)

Когда прошли тысячелетия со времен грехопадения и из глубины истосковавшегося человечества, которое ощутило свое бессилие бороться с грехом, к Богу прорвались слова: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», земля стала способной принять Спасителя.

Две тысячи лет тому назад явился Спаситель мира. Он в своем человеческом образе полностью осуществил замысел Бога о человеке. Начиналось Его служение с крещения и поста в пустыни. Тогда сатана искушал Его хлебами, властью и чудом.

Каждого из нас во время Великого поста подстерегают те же самые искушения хлебами, властью и чудом. Смирение заключается в том, чтобы поститься и видеть свои грехи, не ожидая ни власти, ни чуда.

Когда мы осуждаем брата — внимание отходит от собственных прегрешений, а свои грехи уходят на второй план. Это подобно тому, как бы мы пришли ко врачу и стали жаловаться на болезни соседа, но абсолютно бессмысленно для нашего здоровья. Шанс вылечиться будет, когда мы сконцентрируемся на собственных болезнях и исповедаемся у духовного врача — священника.

Вот с каким настроением мы должны входить в этот пост. Но начинаем мы с прощения, потому что пост это тяжелый подвиг и мы должны сбросить со своей души все гнетущее.

Путь поста приведет нас к великой победе над злом, когда в пасхальную ночь запоет наше сердце: "и ненавидящим нас простим вся Воскресением"», — заключил митрополит Константин

После проповеди Владыка Константин прочитал молитвы перед началом Великого поста. А затем состоялся Чин прощения, когда все присутствующие в храме попросили друг у друга прощения за все грехи: вольные и невольные, ведомые и неведомые, яже во уме и помышлении.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год