Новости Карельской митрополии

11.01.18 ТРАДИЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

Источник информации: Карельская митрополия
15 Января 2018

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

К 165–летию возведения храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня на Зареке на средства местных благотворителей из городского купечества Марка и Ефима Пименовых и бывшего церковного старосты, купца Петра Авраамова и 140 – летию закладки церкви во имя святой великомученицы Екатерины в Петрозаводске.

Церковь Христова, построенная на любви к Богу и ближнему, учит нас нести в мир любовь и помогать человеку, уважая в нем образ Божий. Каждый член церковной общины (до 1918 года не было православных людей вне церковных общин) служит Богу тем даром, который получил от Него. Одни ведут миссионерскую работу, свидетельствуя о Христе, другие занимаются духовным просвещением народа, третьи помогают Церкви от своих имений – жертвуют на храмы, монастыри, строят приюты, больницы, богадельни т.е. занимаются благотворительностью.

В наше время слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ употребляется в основном в церковных кругах, где люди понимают и ценят значение слова. Благотворительность означает творение благих, добрых дел, а благотворитель – человек, который дела благие совершает, т.е. из сострадания к ближнему, помогает бескорыстно. Благотворительность это негосударственная форма помощи. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

Меценатами называют людей, которые оказывают финансовую поддержку различным культурным проектам, например, Третьяков, создал знаменитую Третьяковскую картинную галерею, которая стала национальным музеем России. В наше время существует также такое понятие, как спонсорская помощь. Она имеет цель не просто профинансировать мероприятие, а повысить авторитет спонсора и при этом извлечь в подобной рекламе сопутствующую ей коммерческую выгоду. Мы видим, что эта помощь не бескорыстная, но тоже помощь.

Самыми знаменитыми благотворителями в России были представители царствующей фамилии. Вот два ярких примера такой деятельности: государь император Александр III построил на Святой земле во граде Иерусалиме храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, в память своей горячо любимой матушки, императрицы Марии Александровны; второй – возведение православного храма во имя святителя Николая Чудотворца с гостиницей для паломников в городе Бари, в Италии. Строительный комитет возглавила преподобномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна, а вдохновителем и первым жертвователем на строительство этой церкви стал святой император Николай II1. Так верующие из России, направляющиеся на поклонение великому святому – Николаю Чудотворцу получили православный храм в Италии. В восстановлении Иерусалимского Храма Гроба Господня русская лепта также была самой значительной.

Императрица Мария Федоровна, мать мученика императора Николая II создала в России целую сеть благотворительных учреждений для неимущих, в том числе детские приюты, больницы и богадельни для престарелых и инвалидов.

Великие князья из династии Рюриковичей также не скупились на строительство православных храмов. Потомки святого князя Владимира – крестителя Руси, построили в Киеве дивный храм – Святую Софию Киевскую. Ярослав Мудрый вместе с супругой Ириной (дочерью шведского короля, в схиме святой Анной) и сыном, святым князем, Владимиром Новгородским, воздвигли Святую Софию Новгородскую, оба храма, освященные в 1054 году, сохранились до наших дней. Такие прекрасные памятники оставили на земле боголюбивые царственные святые.

Но обратимся к нашему родному городу Петрозаводску. Здесь также есть о чем рассказать: каменный Александро-Невский заводской храм был построен в губернской столице в первой половине XIX века большей частью на выделенные по указанию императора Александра I от казны средства. Почти двадцать лет собирали деньги на строительство церкви, рабочие завода, отчисляя из своего месячного жалования по две копейки. Но этого оказалось недостаточно. Тридцать тысяч казенных рублей2 позволили завершить задуманное заводским обществом строительство.

Заводская церковь, указанная еще на плане города, утвержденном императрицей Екатериной II в 1785 году, строилась долгих семь лет – с 1825 по 1832 годы, и только благотворительная помощь сделала возможным осуществление этого дорогостоящего по тем временам архитектурного проекта. В 2017 году со дня освящения Александро-Невского храма, ныне кафедрального собора Карельской епархии, исполнилось 185 лет.

Церкви в России, как правило, строились всем обществом, но в XVIII – XIX вв. большую часть вкладов составляли, прежде всего, деньги городского купечества.

Новый каменный Крестовоздвиженский храм на Зареке, сохранившийся до наших дней, построили по благословению Высокопреосвященного Венедикта, Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского на месте одноименной теплой деревянной церкви, возве-денной в 1801 году на средства жителей города.3 В 1847 году ее разобрали по ветхости.4 А 16 июля 1848 года заложили новый, каменный храм во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. Перед торжеством закладки к месту строительства храма состоялся торжественный крестный ход из Кафедрального Свято-Духовского собора.5

Этот небольшой каменный кладбищенский храм, оставшийся нам в наследство от боголюбивых горожан, посвящен двунадесятому празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Праздник отмечается Церковью с 335 года и празднуется 14/27 сентября.

Константин Великий, первый из Римских императоров, при котором прекратились гонения на христиан, одержал три великие победы над врагами c помощью Божией. Господь явил ему на небе знамение – звездный крест. Император, горячо желая найти настоящий Крест Господень, направил в Иерусалим свою мать святую царицу Елену. Были произведены раскопки на горе Голгофе, месте казни Господа нашего Иисуса Христа, на большой глубине нашли три креста. Чтобы определить, который из них Крест Господень, Иерусалимский Патриарх Макарий повелел поочередно приложить кресты к покойнику, которого в это время проносили к месту погребения. У креста Господня умерший ожил и встал из гроба. Тогда Патриарх Макарий высоко поднял – воздвиг, этот крест на поклонение народу6.

Но вернемся к строителям нашей церкви. Петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов на возведение нового городского храма пожертвовал 16 тысяч рублей серебром, что составило более половины требуемой суммы. И он же приобрел для нового храма иконы и большой колокол. Церковь строилась четыре года. Активно жертвовал на ее строительство еще одни представитель династии петрозаводских купцов Пименовых – Ефим Григорьевич, племянник Марка Пименова7.

В декабре 1850 года в жизни Олонецкой епархии произошло событие, оставившее свой след в церковной летописи: скончался Высокопреосвященный Венедикт, Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, управлявший епархией с 1842 по 1850 годы. По духовному завещанию Владыка был погребен под алтарем строящейся Крестовоздвиженской церкви8.

К осени 1852 года строительство храма было успешно завершено. 16 ноября Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский совершил в старой кладбищенской Троицкой церкви Божественную литургию, а затем в новопостроенном храме был отслужен молебен Господу Богу. По сообщению Олонецких губернских ведомостей, при довольно большом стечении горожан в этот день на колокольню подняли большой колокол.9 В день памяти святого Апостола Андрея Первозванного, 30 ноября 1852 года, в новый Крестовоздвиженский храм перенесли из Кафедрального собора недавно привезенные из Санкт-Петербурга святые иконы. После совершения в соборе Божественной литургии иконы были вынесены из алтаря и окроплены святой водой. Затем жители города всех сословий в сопровождении Архипастыря с собором священнослужителей понесли их в новый храм при колокольном звоне во всех петрозаводских церквах. В храме образы были поставлены на места по обычном молитвословии10.

Торжество освящения Крестовоздвиженской церкви состоялось 29 декабря 1852 го-да, его совершил Архиепископ Аркадий вместе с городским духовенством11

Эта старинная каменная церковь, утопающая ныне в густой зелени деревьев, имеет в основании вид четырехконечного креста. Каменное строение, устремленное ввысь, завершается пятью куполами, в центре на большом барабане расположен главный купол, по углам – четыре башенки, в одной из которых находится колокольня.

С течением времени здание храма претерпело некоторые изменения. В 1858 году, на пожертвования купца Петра Абрамова, бывшего церковного старосты, был устроен второй престол в честь и славу Вознесения Господня, а в 1868 году с двух сторон к паперти пристроили помещения для церковного архива и ризницы12.

К Крестовоздвиженскому храму была приписана располагавшаяся в одной ограде с ним старинная Троицкая церковь, построенная на средства олонецкого купца Л. Ертоева (уничтожена в советское время). В 1725 году житель заводской слободы Иван Сараев установил у ворот Зарецкого кладбища древний поклонный крест в память последнего посещения заводов Петром Великим. В 1834 году крест был возобновлен и сохранился до наших дней13.

Приписной к церкви являлась и одноименная с ней часовня на Кукковой Горе, в одной версте от храма, теперь этот район называется Кукковка. Каменная Крестовоздвиженская часовня, была устроена в 1879 году вместо деревянной усердием петрозаводской купеческой вдовы Анны Николаевны Пименовой14.

Вначале в построенной кладбищенской церкви не было своего причта. В храме служили священники из Кафедрального собора, но в 1854 году Синод разрешил принять штатных священников и выделил им жалование от казны. В 1882-1883 годах выстроили двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом со службами для церковного духовенства. Дом и участок земли, на котором он стоял, принадлежали церкви15. В конце XIX века при Крестовоздвиженском храме была открыта церковно-приходская школа, на которую святой праведный Иоанн Кронштадтский пожертвовал 100 рублей

Жертвовавшие на строительство храма петрозаводские купцы Марк и Ефим Пименовы в 1858 году были награждены от Священного Синода, первый – орденом «За заслуги», а второй – Золотой медалью. Так высшее Духовное учреждение России отметило бескорыстную помощь петрозаводских купцов в устройстве дома Божия16.

Помогать Церкви Христовой и ближним всегда духовно полезно и престижно. Имена жертвователей поминаются в построенном ими храме во время каждого богослужения до скончания века. И даже если этот храм закрывается, то у Бога не бывает забытых, у Бога все живы.

Долгие десятилетия хранили память о благотворителях благодарные городские жители. Могилки жертвователей на Зарецком кладбище свято почитались прихожанами построенной на их средства церкви.

Эта традиция насильственно была прервана в советское время. Построенную на народные деньги Крестовоздвиженскую церковь закрыли в самом начале Великой Отечественной войны, 1 июля 1941 года. Но оккупационная финская администрация церковь открыла вновь. Храм оставался действующим до освобождения города советскими войсками, а 31 октября 1944 года горсовет передал церковь верующим17.

В августе 1990 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Олонецкая и Петрозаводская епархия была восстановлена. После долгого перерыва, первым епископом стал Преосвященный Мануил (Павлов), кафедра которого в течение десяти лет находилась в Крестовоздвиженском храме. До 2000 года он был кафедральным собором епархии, пока после реставрации не освятили Александро-Невский храм.

В настоящее время один из старейших храмов города Петрозаводска – Крестовоздвиженский, действует как приходской. Главные святыни храма: мощи преподобного Елисея Сумского, Соловецкого Чудотворца, переданы из Краеведческого музея в 1990 году.

Образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» – список, написанный афонскими монахами, привезен в Петрозаводск с Афона в 1872 году, он находился в Святодуховском Кафедральном соборе города, после закрытия которого, перенесен в Крестовоздвиженскую церковь.

Особо почитаются иконы Божией Матери: «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская», старинная икона Богородицы «Утоли моя печали», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским; икона святителя Николая Чудотворца.

Сохранившиеся после уничтожения плащаницы частицы святых мощей Киевских и Новгородских чудотворцев, после разорения Святодуховского Кафедрального собора переданы в Крестовоздвиженский храм и находятся в одном стеклянном ковчеге вместе со старинными иконами с частицами мощей преподобного Антония Римлянина и великомученицы Варвары. В наши дни в церкви появились две новописанные иконы святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины с частичками святых мощей18.

Настоятелем собора является Митрополит Петрозаводский и Карельский Высокопреосвященный Константин.

Хотелось бы надеяться, что и в наше время среди имущих сословий городского населения есть люди готовые жертвовать средства на восстановление храма на Зарецком кладбище.

Церковь святой великомученицы Екатерины

Этот небольшой деревянный кладбищенский храм на берегу речки Неглинки построен в 1877 году и освящен 8 января 1878 года. История строительства храма связана со 100-летним юбилеем присвоения заводской слободе статуса города в 1777 году Указом императрицы Екатерины Великой.

Председатель Городской думы петрозаводский купец Н.Ф.Пикин предложил ознаменовать этот славный юбилей каким-нибудь «осязательным памятником» и члены думы согласились с ним. В протоколе заседания записано: «Вполне сознавая необходимость устройства церкви на Неглинском кладбище, в особенности в память такого знаменательного события для Петрозаводска, городская дума разрешает городскому голове употребить из готовых общественных лесов на постройку церкви четыреста концов леса… Для наблюдения за строительными работами и для сбора средств на устройство нового храма Городская дума избрала строительный комитет, в который вошли многие гласные думы и первый среди них, второй гильдии купец Евгений Константинович Софушкин, который вызвался пожертвовать на новую церковь три тысячи рублей из личных капиталов.

В состав строительного комитета вошли: председатель Е.К.Софушкин, Н.Ф.Пикин, А.Ф.Чехонин, Ф.П.Попов, М.А.Поспелов, Я.Ф.Митрофанов, М.И.Марков, Н.М.Жидков»19. Более двух тысяч рублей внес на устройство и благоукрашение храма петербургский купец I гильдии В.Громов, имевший в Соломенном лесопильный завод.

Строителем церкви был Михаил Иванович Марков, известный в городе человек, надворный советник, инженер-технолог Александровского завода, по проектам которого построены цеха завода и некоторые городские здания, например Архиерейский дом и Женская гимназия.

Церковь заложили 22 мая 1877 года.20 Строили все лето, и к осени храм был готов. Освящение же его состоялось лишь 8 января следующего года, так как из-за бездорожья не смогли вовремя привезти из Санкт-Петербурга иконы для иконостаса. В воскресный день при значительном стечении народа, новый храм во имя святой великомученицы Екатерины освятил Преосвященный Палладий, Епископ Олонецкий и Петрозаводский21.

Так губернский город Петрозаводск украсила еще одна церковь, которая сохранилась до наших дней, как исторический памятник событию переименования заводской слободы в город Петрозаводск. Небольшой уютный храм, рассчитанный на 150 человек, в праздничные и воскресные дни, особенно когда в нем служит митрополит Петрозаводский и Карельский, бывает переполнен народом.

Святыни храма: иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость», «Владимирская», «Тихвинская», «Троеручица», вмц. Екатерины, свт. Николая Чудотворца.

Настоятель храма протоиерей Андрей Верещагин.

К Екатерининской церкви приписана деревянная часовня во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, освященная 8 октября 2000 года. Часовня находится рядом с храмом на Неглинском кладбище.

Недалеко от алтаря церкви погребен, упокоившийся 7 марта 2015 г. Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил, занимавший Архиерейскую кафедру с 1990 г. по 2015 гг.

_________________________________________________
1 Масиель Санчес Л.К. Бари.// Православная энциклопедия.Т.4. Москва. 2002. С. 336
2 НА РК. Ф. 38. Оп. 15. Д. 1/1. Л. 28
3 НА РК.Ф.25. Оп. 16. Д. 9/72. Л. 5
4 НА РК. Ф. 126 .Оп. 1. Д. 3/39. Л. 65
5 НА РК. Ф. 593. Оп. 3. Д. 1/2. Т. 1. Л. 322
6 Олейникова Т.С. Воздвижение Креста Господня // Двунадесятые праздники. Рязань. 2006. С. 49-50
7 НА РК. Ф. 112. Оп. 1. Д. 3/22. Л. 1-2
8 НА РК. Ф. 593. Оп. 3. Д. 1/2. Т. 1. Л. 307
9 Олонецкие губернские ведомости. 1852. 20 ноября
10 Олонецкие губернские ведомости. 1852. 11 декабря
11 НА РК. Ф.593. Оп. 3. Д. 1/2. Т. 1. Л. 365
12 НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 3/39. Л. 65
13 НА РК. Ф. 25. Оп. 16. Д. 9/72. Л. 3
14 НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 4/52 Л. 83 об. - 84
15 НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 3/39. Л. 66
16 Крестовоздвиженский собор: (электронный ресурс) – Электрон. ст. – Режим доступа к ст. : http: // eparhia. onego. ru.
17 Паппинен Е. Э. Крестовоздвиженский собор. // Олонецкая епарахия: страницы истории. Петрозаводск. 2000. С. 122
18 Сидловская. О.И. Петрозаводск. Путеводитель // По православным святыням Карелии. Петрозаводск 2003. С. 7-8
19 НА РК. Ф. 71. Оп. 1. Д. 6/131. Л. 30-32 об.
20 Олонецкие губернские ведомости. 1877. 25 мая
21 Олонецкие губернские ведомости. 1878. Январь

Татьяна Владимировна СОРОКИНА