Новости Карельской митрополии

02.03.20 Памяти отца Димитрий Островский

Источник информации: Карельская митрополия
2 Марта 2020

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Отец Димитрий родился в 1875 году, в один год с Карлом Юнгом, Томасом Манном и Михаилом Калининым, в семье учителя церковно – приходской школы при Ведлозерской Николаевской церкви Василия Островского (впоследствии он будет рукоположен в дьяконы, из-за чего ряд биографов придут к неверному заключению о том, что отец Дмитрий родился в семье дьякона Ведлозерской церкви). К сожалению, точная дата рождения отца Дмитрий нам неизвестна. До семи лет, вместе с отцом, искавшим место для служения, путешествовал по южной Карелии. Ранние детские впечатления, оставшиеся в сердце юного Дмитрия от непосредственного, живого знакомства с людикской - карельской и северорусской народной культурой во многом определили его дальнейшую судьбу, навсегда связанную с Олонией и Заонежьем. C 1882 года семья Островских наконец смогла осесть в селе Виданы - живописном старинном карельском селе, что в Петрозаводском уезде (ныне – Пряжинский район), куда был назначен священником его отец. По традиции тех лет (еще за несколько лет до рождения Дмитрия имевшей силу государственного закона), в 1885 году Дмитрий, как выходец из духовного сословия, поступил в Олонецкую духовную семинарию. В годы семинарской учебы он проникся особым интересом к старообрядчеству, одним из центров которого был Олонецкий край. В отличие от предписанного синодальной учебной программой упора на «противодействие и опровержение раскола», Дмитрий, уже в юные годы зародился мыслью провести глубинное исследование сути учения и истории русского церковного раскола, понять его глубинную духовную сущность. Через десять лет, в 1895 году, по окончанию курса, как один из лучших учеников своего курса он получил право поступать Московскую духовную академию, славящуюся своей кафедрой противодействия старообрядческому расколу. В 1899 году, после успешной защиты кандитатского сочинения, он преступил к обязанностям преподавателя церковного пения, литургики, гомилетики, практического руководства пастырей и французского языка в Олонецкой духовной семинарии. Кроме этого он исполнял обязанности законоучителя (преподавателя Закона Божия) в Екатерининской церковно-приходской школе Петрозаводска. Столь обширный круг обязанностей он продолжал совмещать с самостоятельным глубоким изучением этнографии, северорусского фольклора и истории раскола в Карелии и Заонежье. Активно проявил себя отец Дмитрий и на почве социального и общественного служения – он был одним из создателей целой системы церковных братств, появившихся в Олонецкой епархии в начале XX века.

Все это дало ему право занять в 1902 году должность Олонецкого епархиального противораскольнического миссионера, члена Олонецкой духовной консистории, заведующего Олонецким епархиальным древлехранилищем и члена главного совета Александро-Свирского братства.

Кроме всего этого он продолжал совершенствоваться как преподаватель, что позволило ему в 1907 году занять должность учителя Закона Божия в Олонецкой губернской мужской гимназии и Мариинской женской гимназии Петрозаводска – высших учебных заведениях Карелии того времени.

Отец Димитрий написал ряд статей по истории старообрядчества, в том числе исследование «Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола».

Всем сердцем любивший русский народ, отец Дмитрий никогда не оставлял радение по духовному просвещению своей Родины – Олонецкой Карелии. С радостью и усердием включился он в дело создания Карельского православного братства во имя святого Георгия Победоносца. Являясь одним из руководителей Братства, он самолично инспектировал карельские приходы, участвовал в переводе богослужебных текстов на южнокарельский диалект, принимал экзамены на знание карельского языка у кандидатов в клир епархии.

К 1917 году отец Димитрий являлся членом Олонецкой духовной консистории, заведующим Олонецким епархиальным древлехранилищем, членом главного совета Александро - Свирского и Карельского Георгиевского братств, членом Олонецкого епархиального учительского совета, Олонецкого губернского попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии, Олонецкого отдела императорского православного Палестинского общества, православного братства при церкви Олонецкой императора Александра Благословенного гимназии и попечителем Виданской церковно-приходской школы.

Авторитет отца Димитрия в Олонецкой губернии был столь высок, что даже новые революционные власти не решились покуситься на его жизнь и свободу, и даже не смели пресекать его деятельности по церковно-историческим и этнографическим исследованиям. В 1918 года отец Дмитрий даже стал заведующий Олонецким церковно-историческим музеем, то есть, будучи священником, он одновременно стал советским служащим!

В 1918-1919 годах, в советском Петрозаводске, несмотря на скудость пайка (300 грамм хлеба в день, фунт сахара, полфунта жиров и четыре фунта селедки в месяц), отсутствие должного подвоза дров, жилищное уплотнение, болезни, приносимые многочисленными беженцами, отец Димитрий продолжал работать над сохранением исторической памяти Олонецкой земли. В эти годы им был составлен капитальный труд - «Опись памятников церковной старины, хранящихся в Олонецком губернском церковно-историческом музее». Одновременно с историческими исследованиями и музейной работой он трудился в Олонецком губернском статистическом комитете и Обществе изучения Олонецкой губернии.

В конце 1919 – начале 1920 годов отец Димитрий заразился «испанкой» - тяжелой формой тифа, пандемия которого прокатилась по Европе после Первой Мировой войны, и унесла с собой приблизительно 50–100 миллионов человек или 2,7–5,3% населения Земли.

2 марта 1920 года, в Петрозаводске, в своем любимом городе в котором он прожил 25 лет, отец Димитрий скончался. Ему было всего 45-ть...

Можно предположить, что не уделяй он столь много времени работе, не расходуй драгоценные силы на продолжение своих трудов, он, будучи еще нестарым, крепким мужчиной (ведь чего стоять только его многодневные пешие переходы из деревни в деревню при визитации карельских приходов, непосильные порой даже его проводникам – местным крестьянам) он бы смог выздороветь. Но Господь сулил своему труженику иное, упокоев его от трудов, и освободив от грядущих страданий в горниле советского террора.

На фоне огромного количества смертей от одной из самых массовых пандемией гриппа за всю историю человечества в абсолютных цифрах как по числу заразившихся, так и умерших, смерть одного священника из маленькой Олонии кажется такой незначительной. Старый спор о роли отдельной личности в великом водовороте истории кажется практически решенным. Omnia vanitas… Но если мы охватим своим умом и взором все то великое дело, которое отец Димитрий совершил за 45 лет своей жизни, то древняя дилемма уже не кажется столь пессимистичной.

Будем же достойны памяти этого великого сына Карельской земли!

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам:

1) Пашков, А. М. Петрозаводск / А. М. Пашков, С. Н. Филимончик. — СПб.: Звезда Петербурга, 2001. Из содержания: Д. В. Островский. — С. 68;

2) Пашков, А. М. Олонецкая духовная семинария и её вклад в формирование интеллигенции Карелии / А. М. Пашков // Новое в изучении истории Карелии. — Петрозаводск, 1994. — С. 38-55. — Из содержания Д. В. Островский. — С. 49-50.

3) Семенов В. Б. Об одном забытом музее и его создателе // Учащимся о религии и атеизме. Петрозаводск, 1989. С. 126—132.

2020 год.