Новости Карельской митрополии

28.01.20 Святыня единства

Источник информации: Карельская митрополия
28 Января 2020

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

С 28 по 30 января 2005г. в Петрозаводской епархии пребывали святые мощи прмцц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Их сопровождал епископ Бостонский Михаил – иерарх Зарубежной церкви, с которой Русская Православная Церковь долгие годы не вела диалога.Через 86 лет Елизавета Федоровна вернулась наконец в Россию, которую так любила.

Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, будучи в то время Ректором СПБДА принимал активное участие в деле воссоединения Церквей. Он сопровождал, знакомил с современной жизнью Русской Церкви делегацию во главе с митрополитом Лавром.

В январе 2004 года, еще до визита в Россию главы зарубежной Церкви митрополита Лавра и первой его встречи с Патриархом, то есть по сути до начала переговоров глав Церквей, Андреевский фонд России обратился к зарубежному Синоду с предложением привезти мощи великой княгини Елизаветы. Синод не только согласился, но и предложил вместо двух недель пребывания полгода – условно от дней царственных мучеников до праздника новомучеников, которых чтят и в России, и за рубежом.

«Это паломничество затронет весь народ – все будут знать, что это русские, что святыня из-за рубежа, что там тоже есть русские люди и русская Церковь. Начнется наше взаимное движение навстречу друг другу, – сказал сопровождающий мощи епископ Бостонский Михаил – иерарх Зарубежной церкви, с которой Русская Православная Церковь долгие годы не вела диалога. Верующие люди России надеются, что возвращение мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и Варвары станет символом примирения русских людей в Отечестве и в эмиграции. «Общение, диалог, сближение – называйте как угодно, но не называйте это воссоединением – ведь разъединения не было, – сказал епископ Михаил, – Мы не спешим и ничего не делаем по самодурству. К чему это приведет, мы не знаем. Ведь три поколения русских людей прожили за границей – для общества это почти вечность».

24 июля 2004 г. в Россию из храма Марии Магдалины иерусалимского женского монастыря в Гефсимани, который принадлежит Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), в Москву был торжественно доставлен ковчег с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители, вдовы убитого эсерами московского генерал-губернатора и сестры последней императрицы Александры. Это первая совместная акция русской и Зарубежной православных Церквей, которые начинают сближаться после 80 лет взаимного неприятия.

Около ста человек из России приехали рано утром к Гефсиманскому монастырю Марии Магдалины, где с 1921 года покоятся останки великой княгини Елизаветы и ее келейницы инокини Варвары. На воротах висела смиренная записка с просьбой ничего не снимать и матушек ни о чем не спрашивать. Выяснилось, что местные СМИ, безразличные обычно к христианским событиям, разнесли весть о том, что "московские попы" грабят "белых" и увозят все мощи Елизаветы Федоровны целиком.

Тут подоспели временный поверенный и настоятель Русского подворья и началась служба. Правда, наши сестры, братья и отцы смиренно стояли по стенам, крестясь и подпевая, ведь пока нет соборного решения о воссоединении Церквей, нет и совместных служб. Епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ) вышел с сияющим ларем из храма, открыл крышку, показал народу реликвии и рука об руку с епископом Дмитровским Александром (РПЦ) понес дар вниз к подножию Гефсиманского сада.

Ларец содержит серебряный ковчег, в который вложена правая десница великой княгини, и деревянный ковчег, сделанный из фрагментов досок гробов, в которых тела мучениц, зверски умерщвленных большевиками в 1918 году в Алапаевске, привезли из Пекина в Палестину.

Инициатор и устроитель этого события президент фонда Андрея Первозванного Александр Мельник пояснил журналистам: "Это ведь самое начало нашего диалога, матушки боятся и ничего толком не знают, кто мы такие – люди в нынешней России, они живут в нелегких условиях на Святой земле, а наша страна для них – это прежде всего то место, где сотни тысяч людей были убиты только за свою веру и верность России". И добавил: "Ларец мы специально заказали в России – сестрам он очень понравился".

Ковчег поместили в деревянный ящик, который поставили в специальный микроавтобус. Вместе с нынешней настоятельницей Марфо-Мариинской обители Елизаветой и сестрами 1-й Градской больницы, дипломатами, епископами и клириками обеих Церквей чуть не со всего мира, паломниками из Грузии и даже командой российского авиалайнера в полном составе святыни отправились в аэропорт. Здесь автобусы обыскали с собаками и три часа подробно осматривали всю нехитрую поклажу делегации. Наконец патриарший викарий освятил самолет; перекрестились все – даже самые крикуны из операторов.

В Домодедове сто клириков, прождав два часа под палящим солнцем, встретили мощи прямо у трапа. Мощи "прекраснейшей из женщин Европы" (так современники называли великую княгиню Елизавету) – в маленьком ящичке-ковчежце, несли на плечах священнослужители, облаченные в пасхальные алые ризы. отслужили молебен, и вся процессия торжественно отбыла в храм Христа Спасителя. Здесь мощи пробыли 10 дней, крестным ходом прошли от Христа Спасителя в Свято-Данилов монастырь, посетив основанную княгиней Марфо-Мариинскую обитель.

6 августа 2004 г. святыня отправилась в паломничество по России. В феврале мощи вернутся в Иерусалим. Когда Марфо-Мариинская обитель будет окончательно восстановлена, гефсиманские сестры отдадут деревянный ковчег ей в дар.

ОПИСАНИЕ КОВЧЕГОВ С МОЩАМИ

Десница (правая рука по предплечье) прмц. Великой княгини Елизаветы Феодоровны находится в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге. После извлечения мучеников в Алапаевске пальцы десницы прмц. Елизаветы Феодоровны были сложены в троеперстии. После вскрытия гробниц в Иерусалиме эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена в Нью-Йорк в ноябре 1981 года на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей за несколько месяцев до торжества канонизации.

Ковчег. По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра для исполнения программы принесения святых мощей свв. прмцц. Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары был изготовлен специальный ковчег из досок гробов, в которых прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В 1921 святые преподобномученицы прибыли году в них из Китая в Иерусалим, где до 1 мая 1982 года. находились в специальном склепе храма Марии Магдалины. В День Святых Жен Мироносиц и день 100-летия со дня основания Русского Палестинского общества торжественно мощи были перенесены в храм, где находятся до сих пор.

Ковчег имеет размеры 300мм – 300мм – 140мм. Внутри него размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима.

На внутренней стороне крышки ковчега – серебряная икона с ликами преподобномучениц, держащих покров над Россией. На клеймах иконы – места, связанные с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробное описание которых находится на внешних стенках ковчега.

На внешней стороне ковчега сделаны следующие записи: Фасадная стенка (на церковно-славянском языке): «Во славу Святой Троицы сделан бысть ковчег сей из дщицъ (досток) и гвоздей гробов, в них же честные мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары священноигуменом Серафимом во святый градъ Иерусалим принесении быша».

Боковая стенка № 1. Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу – Марфо-Мариинская обитель милосердия – Владычня – Храм во имя святого Сергия исповедника – Мюнхен – Храм во имя Новомученников Российских – Дармштадт – Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины – Новоспасский монастырь – Троице-Сергиева Лавра.

Боковая стенка № 2. Иерусалим – Храм Гроба Господня – Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины Гефсимания – Опалиха. Храм во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – Алапаевск – Монастырь во имя новомучеников Российских – Джондарвиль. Свято-Троицкий Собор – Александро-Невская Лавра.

Задняя стенка ковчега. Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Иерусалим. Художественно-реставрационные мастерские. Гефсимания. Апрель – июнь.

Материалы – серебро, золото, китайский тик (дерево, из которого сделаны гробы, и которое, как и лиственница, практически не поддается гниению).

По решению РПЦЗ этот ковчег будет передан Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве после ее восстановления.

ПРИНЦЕССА ДАРМШТАДТСКАЯ, МУЧЕНИЦА РУССКАЯ

Елизавета, принцесса Элла, дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка королевы английской Виктории, родилась в 1864 году. Ее мать умерла, когда Елизавете было 14, а будущей последней российской императрице Александре – 6 лет.

Великая Княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. 19-летняя лютеранка стала женой брата царя Александра III великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Таинство венчания было совершено в воскресенье 3 июня (в праздник Всех Святых) 1884 г. в церкви во имя Спаса Нерукотворного Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому – в одной из гостиных дворца. Для принцессы, выходящей замуж за великого князя, не требовалось обязательно переходить в Православие.

В 1888 году, к 900-летию крещения Руси, Император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери, Императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, когда участвовал в основании Православного Палестинского Общества и стал председателем его. Это общество собирало средства для паломников в Святую Землю, для помощи Русской Миссии в Палестине, для расширения миссионерской работы, для приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя.

Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елизавета Федоровна восприняла это как указание Божие и молилась о том, чтобы там, у Гроба Господня, Спаситель Сам открыл ей Свою волю. В Россию она вернулась вместе с мощами Ефросинии Полоцкой, сказав сестрам Гефсимании, что мечтала бы здесь лежать после смерти. Так и вышло.

В 1891 году ее муж стал московским генерал-губернатором. Елизавета усердно учила русский язык. Когда русские становились на колени перед иконами, она делала книксен, стремясь по-своему выразить почтение русской вере. Принцесса Элла думала и читала, и молила Бога указать ей правильный путь, "найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином". «14 апреля 1891 год Санкт-Петербург Элла присоединилась к Православию. Она сделала это не из каких-нибудь целей, а по твердому убеждению, после двухлетнего размышления. Трогательный обряд присоединения совершился у Сергея в его домовой церкви, рано утром", – читаем в дневнике великого князя Константина.

"Все знавшие Елисавету с детства отмечали ее любовь к ближним. У нее совершенно не было эгоизма; она всегда старалась помочь другим и часто делала это в ущерб себе. Как говорила впоследствии сама св. Елисавета, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее предков, в честь которой она и была названа".

"Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала Елизавета Федоровна своим воспитанникам – детям великого князя Павла Александровича (младшего брата Сергея Александровича) Марии и Дмитрию. – Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив".

В 1905 году ее муж был убит в Кремле бомбой, которую бросил эсер Каляев. Елизавета своими руками собрала останки мужа и на третий день посетила его убийцу. Каляев сказал, что не желал ей горя, но ни в чем не раскаивается и просит не хлопотать о нем.

Жить для других было смыслом Елизаветы Федоровны. После трагической смерти горячо любимого мужа, великого князя Сергея Романова, она продала все свои драгоценности и, приняв в 1910 году монашеский постриг, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. При обители были созданы бесплатная больница, где работали лучшие врачи Москвы, столовая для бедных, приют для сирот. За год настоятельница монастыря получала до 12 тысяч прошений о помощи и всем старалась помочь. Особенное внимание княгиня обратила на несчастных детей Хитрова рынка, несших на себе печать проклятия за грехи своих отцов.

После революции ей не раз предлагали уехать – она отказалась. Арестована она была на Пасху 1918 года. Вместе с князем Палеем, нареченным сыном поэта К.Р., с тремя родными сыновьями великого князя Константина Константиновича и остальными царственными мучениками встретила свой смертный час святая преподобномученица Елисавета.

18 июня 1918 года, на другой день после убийства царской семьи, в Алапаевске было продолжено истребление членов Фамилии Романовых. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили им идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу Великой Княгини. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Второе злодейское убийство превзошло по жестокости и цинизму даже екатеринбургскую трагедию: великокняжеских узников отвезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту. Первой столкнули в яму великую княгиню, которая крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не ведают бо, что творят!" Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров. Она не погибла сразу, поддерживала других заживо погребенных в их смертный час, пела молитвы. Когда изуродованные тела подняли наверх, пальцы правой руки Елизаветы были сложены для крестного знамения.

Когда Белая армия заняла Алапаевск и началось расследование убийства великих князей, рядом с Елизаветой Федоровной, нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего, перевязала своего двоюродного племянника-первенца великого князя Константина Константиновича.

В посмертной судьбе Елисаветы Федоровны участвовала английская королевская семья. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Долгим и тяжелым был этот путь. 18 (31) октября 1918 г. тела страдальцев положили в деревянные гробы и поставили в кладбищенской церкви Алапаевска, где совершалось постоянное чтение псалтири и служились панихиды. На следующий день гробы перенесли в Свято-Троицкий собор, отслужили заупокойную Литургию, а вслед за ней – отпевание. Гробы были поставлены в склепе собора, с правой стороны от алтаря. Но недолго покоились здесь их тела. Красная армия наступала, и необходимо было перевезти их в более безопасное место. Занялся этим отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархии, друг и духовник Великой Княгини.

Сразу после октябрьской революции о. Серафим был в Москве, имел беседу с Великой Княгиней и приглашал ее поехать с ним в Алапаевск, где, по его словам, были надежные люди в скитах, которые сумеют укрыть и сохранить Великую Княгиню. Елизавета Федоровна отказалась скрываться, но добавила в конце беседы: "Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански." Слова эти оказались пророческими.

Игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1 (14) июля 1919 г. восемь алапаевских гробов направились к Чите. Здесь гробы привезли в Покровский женский монастырь, где монахини обмыли тела страстотерпцев и облачили Великую Княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли доски пола в одной из келий, выкопали там могилу и поставили все восемь гробов, засыпав их небольшим слоем земли. В этой келье остался жить и охранять тела страдальцев сам о. Серафим.

В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев. Но Красная армия снова наступала, и останки новомучеников необходимо было увозить уже за пределы России. 26 февраля начался этот путь, при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон передвигался вместе с фронтом. У самой границы Китая на состав напал отряд красных партизан, которые пытались выбросить из вагона гробы с телами. Подоспевшие китайские солдаты отогнали нападавших и сохранили тела страдальцев от уничтожения.

Когда состав прибыл в Харбин, тела всех алапаевских страдальцев были в состоянии полного разложения, кроме тел Великой Княгини и инокини Варвары. Князь Н. А. Кудашев, вызванный в Харбин для опознания убитых и составления протокола, вспоминает: "Великая Княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту.

Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая Княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю – послал прах ее и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг".

В апреле 1920 г. гробы страдальцев прибыли в Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной Миссии архиепископ Иннокентий, затем пароходом в Шанхай. Из Шанхая – в Порт-Саид, куда прибыли в январе 1921 года. Из Порт-Саида гробы в специальном вагоне отправили в Иерусалим, где их встретило русское и греческое духовенство, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме.

Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония (Граббе), чувствовался "сильный запах как бы меда и жасмина". Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников России преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 5 (18) июля.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2020 год.