Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
29 Ноября 2019

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Шуйский погост — один из древних погостов Олонецкого края. Свое название он получил или от реки Шуи, или от карельского и финского слова "Суо"— болото, так как Шуйская местность низкая и окружена болотами. Поэтому, по всей видимости, первые жители Шуйского прихода были карелы и финны, обращенные из язычества в христианство.

Упоминается этот приход в писцовой книге Обонежской пятины Андрея Лихачева за 1563 год: "Погост Никольский на Шуе реце у Онега озера. На погосте церковь великий Никола да другая церковь теплая Рождества Иоанна Предтечи, а у церкви игумен Никифор да 9 старцев, да на погосте же 3 старицы. Здесь же на Шуйском погосте, сообщается в документе, приезжие новгородцы и тутошние жильцы торговали мягким товаром... хмелем, рыбой и солью".

В 1867 году в Шуйском приходе стояли две церкви, расположенные недалеко одна от другой и окруженные деревянной оградой в виде частокола. Обе — деревянные, одна из них во имя Рождества Пресвятой Богородицы, однопрестольная, теплая. Вторая — холодная, трехпрестольная. Первый престол в ней был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, второй — в паперти на правой стороне во имя свмч. Павла Исповедника, Патриарха Цареградского. Третий в паперти же на левой стороне — во имя прп. Варлаама Хутынского. Деревянная колокольня стояла отдельно от церкви. Когда были построены церкви, неизвестно, поскольку никаких актов не сохранилось.

"Обе церкви, хотя и сохраняют прежний вид, во многом имеют перемены. Они обшиты тесом, крыша на церкви Иоанна Предтечи покрыта черным железом, а главы — белым железом. Сверх

того иконостас устроен новый резной, вызолоченный. Святые иконы старого [иконостаса] невысокой руки письма поновлены в прежнем виде... в 1837 году усердием шуйского уроженца Санкт-петербургского 1 гильдии купца, потомственного почетного гражданина Павла Прокопьевича Янкова, с благословения бывшего тогда Преосвященного Игнатия, архиепископа Олонецкого и Петрозаводского". С благословения Владыки был устроен и придел во имя св. мч. Павла Исповедника.

Обживался Шуйский погост в первые времена заселения Обонежского края и христианской верой был просвещен уже к XI - XII векам. В это же время и была построена в Шуе первая церковь, "на том самом месте, где стоят нынешние церкви, потому что тогда Шуйская местность была самая численная по населению и более других известная по богатству и промышленности, так [как] она стоит при реке, соединяющейся с озером Онежским и через него с судоходною рекою Свирью и другими торговыми путями к столице и другим тогдашним местам, например Новгороду".

Но та древняя церковь была уничтожена пожаром. Сохранившиеся после него иконы были помещены "в церквах, построенных будто бы около 150 лет [тому назад]". Среди древних икон особенно почитались икона святителя Николая, по преданию найденная после пожара невредимою, Тихвинской Божьей Матери, которую большая часть жителей прихода ежегодно носили по домам для служения молебнов. Из других древних предметов в церкви хранились Евангелие, напечатанное в шестое лето патриаршества Никона, и Апостол старинной печати, "год в нем не значится, но, судя по языку, надобно полагать, что он издан при патриархе Иосифе или даже ранее".

Ежегодно здесь совершался Крестный ход в часовню св. прп. Александра Свирского, находившуюся за полверсты от церкви. В приходе не было приписной церкви, а в разных деревнях стояли 10 часовен: 1-я при перевозе через реку Шую по Повенецкому почтовому тракту — во имя св. прп. Александра Свирского и Киевопечерской иконы Божией Матери; 2-я при деревне Колов Остров, в память Сошествия Святого Духа, Вознесения Господня, Воздвижения Креста Господня и Введения во храм Пресвятой Богородицы; 3-я при деревне Лембачевы во имя св. прор. Иоанна Крестителя, иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" и память Преполовения праздника Пасхи; 4-я при деревне Лажевщины, во имя свв. мчч. Флора и Лавра, св. прмц. Анастасии и Трех Святителей; 5 — при деревне Нижнем Бесовце во имя св. вмч. Никиты; б — при деревне Верхний Бесовец во имя св. ап. Иоанна Богослова и Алексия, Человека Божия; 7 — при деревне Сургуба во имя Архистратига Михаила и равноапостольных царей Константина и Елены; 8 — при деревне Ринды во имя свв. апп. Петра и Павла и Владимирской Божией Матери; 9 — при деревне Намоево во имя прор. Божия Илии, Усекновения главы Прор., Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и св. влмч. Димитрия; 10 — при деревне Косалма во имя свв. апп. Петра и Павла и вмц. Параскевы, нареченной Пятницы. Когда и кем эти часовни были построены, неизвестно.

В приходе находилось 8 кладбищ, были они и при некоторых часовнях, вокруг которых были устроены деревянные ограды.

Шуйский приход в древние времена был знаменит обширностью, численностью и богатством жителей, и потому причт состоял из протоиерея и двух священников, диакона и четырех причетников. По мере уменьшения прихода уменьшился и причт. Около 30-х годов XIX века он уже состоял из двух священников, диакона и четырех причетников, а с 1844 года, после устройства новых штатов уже полагалось содержать по одному священнику, и диакону, и двух причетников. С 1855 года вместо диакона был положен второй священник. С 1844 года причт получал от казны жалование: священник —160 рублей, диакон — 80, дьячок — 40 рублей, пономарь — 32. Прихожане добровольно давали причту за требы, кто сколько мог и желал. Сверх того в разные времена года по приходу собирались разные продукты в неопределенном количестве по усердию и желанию прихожан. При церкви до 1867 года было училище, но сколько в нем обучалось мальчиков, неизвестно, поскольку из-за частой перемены священников точные сведения не собирались.

В приходе, состоявшем из государственных и временно-обязанных крестьян, насчитывалось 14 раскольников Даниловской секты. До 30-х годов XIX столетия раскол в Шуе был силен так, что имел свою молельню и настоятеля. Молельня располагалась в доме расколо-учителя Василия Архипова, бывшего шуйского дьячка, за что-то лишенного этого звания, отец которого был священником в Шуйском приходе. Этот коновод раскола носил монашескую одежду и вериги, показывался постником, чем и привлекал к себе не только жителей Шуи, но и крестьян из других деревень и даже купцов города Петрозаводска. Мерами Преосвященного Игнатия и содействием гражданской власти молельня была уничтожена и раскол подавлен.

В 1869 году священноцерковнослужителями в Шуйском приходе состояли: Николай Яковлев Тихомиров, второй священник Василий Федоров Лебедев, на вакансии дьячка — запрещенный священник Василий Иоаннов Бланков, пономарь — Иван Акимов, церковный сторож Алексей Антипов Масаев. Первые два окончили курс в Олонецкой духовной семинарии, третий в Новгородской, а пономарь — из Петрозаводского духовного уездного училища, староста из крестьян Шуйского прихода.

Прихожане, как свидетельствуют архивные материалы, к церковному богослужению были не совсем усердны: в воскресенье и праздничные дни церковь посещали не часто. "Исповедоваться они считают нужным, однако во время Святой Четыредесятницы [в дни Великого поста] говеют наполовину или даже менее, а от Святого Причастия некоторые даже уклоняются, отзываясь недостоинством и трудностью сохранить Святое Причастие. Такая холодность происходит от того, что в отдаленные времена приход был сильно заражен расколом. Посещающие церковь поучения слушают со вниманием, но по мало просвещенности усвояют их себе слабо. К поминовению усопших имеют усердие, но важность его полагается в обедах, а не в безкровной жертве, молебны просят служить при особых случаях и по обещаниям. Преобладающих пороков в приходе не видно, — сообщается далее в документе, — особенно пьянства, можно разве сказать то, что народ имеет пристрастие к употреблению кофе".

В 1885 году Шуйская церковь обогатилась плащаницею с гробницей красного дерева и стеклянным вокруг нее футляром. Куплена она была в Петербурге в магазине купца Яковлева за триста руб. На плащанице высокого письма было изображено положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель, Матерь Божия, Жены Мироносицы, Иосиф и Никодим, одежды которых были вышиты золотом и серебром. Плащаница была украшена резьбой. Ее пожертвовали проживающие в Санкт-Петербурге шуйские уроженцы... В то время по Петербургу ходил крестьянин деревни Фофановой Родион Полтник, сборщик от Шуйских крестьян, собиравший наблагоукрашение Шуйских храмов. Деньги были собраны, и к Великому посту плащаницу прислали в Шуйскую церковь. Ее торжественное освящение состоялось в воскресенье после Божественной литургии при большом стечении народа...

В 1890 году в Шуйском приходе разобрали ветхую церковь Рождества Пресвятой Богородицы и, по благословению Преосвященного Павла, епископа Олонецкого и Петрозаводского, 9 мая приступили к строительству новой. Деньги помог найти придворный протоиерей Гавриил Любимов из Ораниенбаума. К нему 12 марта 1890 года с письмом и просьбой об оказании помощи бедному приходу обратился шуйский священник Петр Громов, и уже 9 апреля от протоиерея Любимова был получен ответ, в котором сообщалось, что он нашел благодетеля, готового пожертвовать деньги на строительство храма.

Сразу же начались подготовительные работы. Ранней весной был заготовлен лес и камень для фундамента будущей церкви. "Прихожане все как один горячо принялись за доставку материалов и скоро, без единой копейки, представлены были: 15 куб. м. булыжного камня, 10 куб. м. самородной плиты, 5 куб. м. лесу для фундамента и 1527 дерев разной величины и толщины". По желанию благотворителя храм требовалось построить к октябрю. Из Ораниенбаума от о. Гавриила Любимова пришли деньги, 1 тыс. руб.

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы строился по проекту губернского архитектора Севериана Васильевича Нюхалова. Поставлен он был на прежнее место и имел вид креста, без колокольни, с одной большой главой. Благотворителем, пожертвовавшим деньги на строительство нового храма, был петербургский купец Ефрем Васильевич Остолопов. Иконостас для храма сооружен в Санкт - Петербурге у купца Яковлева. Строительство храма шло быстро и успешно, к 15 сентября он был уже готов, но не было еще иконостаса, отправленного из Санкт -Петербурга на пароходе"Кивач", который был разбит во время бури на Ладожском озере, но не затонул. Иконостас удалось спасти, хотя он сильно промок и требовал поправки. Наступало холодное время, требовалось освятить церковь, поскольку Предтеченская церковь была летней, холодной. Чтобы не остаться на зиму без теплой церкви, пришлось наскоро поправить испорченный от воды иконостас вместо золота, где возможно, красками.

18 ноября 1890 года по благословению епископа Павла, храм был торжественно освящен местным священником, благочинным о. Петром Громовым, при участии семи иереев, семи диаконов вверенного ему благочиния, на клиросе пели приглашенные из Петрозаводска певчие. После освящения храма перед литургией благочинный, священник Петр Громов произнес поучение о необходимости в деле спасения храмов Божиих. Свечей при освящении храма было продано на 105 руб.

Храм имел длину десять и в ширину восемь печатных сажен, высоту в середине церкви — три с половиной сажени. Иконостас в три яруса, наверху в полукружьях имел крестики, иконы в золоченом фоне чеканки золотой, художественной работы. Ко дню освящения храма из Петербурга на Святой Престол прислали дарохранительницу и мельхиоровый семисвечник. Население прихода в 1890 году состояло — из мужчин 1055 и женского пола 1159, обоего пола 2264 лица.

В феврале 1891 года священник Петр Громов за заботливое и полезное служение Церкви Божией был награжден епархиальным начальством бархатной фиолетовой скуфьей. Попорченный водой иконостас церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в том же году был возобновлен на средства строителя купца Остолопова.

Читая эти строки не перестаешь удивляться – как люди, далекие и по месту жительства и по своему положению от нужд простых крестьян Обонежья, могли тратить свои богатства на строительство таких прекрасных храмов? Неужели лишь стремление к вящей славе Господней подвигало их на это? Если это так, то это добрый пример в назидание…

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам Олонецких епархиальных ведомостей за 1890 г., 2019 год.