Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
22 Ноября 2019

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

"МАМА", какие слова, возможно, более точно смогут описать этот дорогой для каждого человека образ? Он – воплощение женственности и любви, радости и самоотдачи, сострадания и терпения, бескорыстия и самоотречения, жертвенности и нежности, слез и восторга … Но не все, пожалуй, помнят его неотъемлемые качества, ныне затертые суетными реалиями нашего времени: благодарность и ответственность. Благодарность – за счастье быть матерью, и ответственность – за этот бесценный дар перед Тем, Кто его даровал.

Через своих детей мать является, некоторым образом, творцом своего будущего и будущего всего человечества. Потому что она – творец своего дитя, и не только определенной физической особи, а внутреннего человека. Она не только растит ребенка, но, сознательно или нет, творит его внутренний мир и наполняет его содержанием: чувствами, эмоциями, научает способу мышления, опыту миросозерцания и мировосприятия, развивает устремления малыша и направляет его желания. Но нельзя научить тому, чем не владеешь, не обладаешь сам, или тому, с чем не знаком, а потому внутренний мир ребенка является отражением, прежде всего, внутреннего мира матери.

Жизнь в наши беспечные времена нелегка и «становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!…» - проповедовал в день памяти Иоакима и Анны архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

В «очах Божиих каждая женщина по своей природе призвана либо быть носительницей духовной жизни на земле, мироносицей, либо продолжать творчество рода человеческого.… Это высокое призвание ложится главным образом на женщину. Честное материнство есть воля Божия. И всякое извращение этой воли Божией есть хула на Духа Святого, на Матерь Божию, на Ее Богоматеринство. Всякая женщина, по мысли богословской, есть как бы икона Божией Матери»,- говорил протоиерей Тихон (Пелих), он считал, что русскую мать воспитала Сама Пресвятая Богородица.

Дитя и мать, с момента зарождения и пока она носит его под сердцем, живут одной жизнью – органической. По рождении ребенка в мир их общая жизнь не прекращается. Отныне и навсегда все ее время жизни, все чувства, мысли, внимание отдано, в муках родившемуся, крошечному, хрупкому, беспомощному и беззащитному младенцу. Пока он не может словами сказать матери, чего хочет: есть, спать, пить или, что у него болит животик, и единственная его реакция – крик, но мать без слов понимает его нужды и исполняет их. Может ли после этого материнское сердце не болеть вместе с болезнью ребенка или не сострадать каждой его горести душевной или телесной, может ли не сорадоваться всякой его радости. Ведь материнское счастье и состоит в счастье ее детей. Но в чем истинное счастье детей?

На этот главнейший для каждой матери вопрос ответил в обращении к ним (матерям) архимандрит Кронид (Любимов): «…в чем заключается истинное вечное счастье детей – это в неветшаемом сокровище – благочестии родителей, особенно оно драгоценно в матери. Благочестивая мать своим высоким христианским примером благочестия открывает для своих детей двери в Царство Небесное и к вечной радости. О матери! Каким вы обладаете сокровищем, сумейте же это сокровище разумно передать своим чадам… Не забывайте, что ведь все ваши домашние занятия и заботы останутся по сию сторону гроба, а религиозные познания, которые вы внушаете детям, к величайшей их пользе, останутся с ними и в жизни будущей. Поэтому домашним занятиям оставьте место второе, а религиозному воспитанию – первое и воспитывайте, по слову апостола, чад своих в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4)».

Но жизнь – трудное дело. И кто искреннее матери будет сопереживать своему чаду, чей совет будет бескорыстнее, чья молитва дерзновеннее, чьи слезы доступнее ко Творцу?

Евангельские примеры говорят нам, что слезы матери над гробом сына настолько тронули Спасителя, что Он воскресил юношу. Слезы и молитвы хананеянки об исцелении бесноватой дочери «Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, дщи моя зле беснуется!» (Мф. 15,22) услышаны Господом. Схиигумен Савва объясняет молитву этой матери так, что «не сказала она: «Помилуй дочь мою», а сказала: «Помилуй меня, ибо я страдаю оттого, что страдает дочь моя». Сердце матери так переполняется великой скорбью, что она не может сдержаться, плачет-плачет неудержимо». И ради веры матери исцелена дочь: услышана в молитве язычница, которая не имела права на милость. Так какую же силу пред Богом будет иметь молитва матери - христианки, когда она молится о чадах своих! Только в сердце матери найдет дитя полное участие и утешение в горе своем, а в горячей к Богу материнской молитве – спасение, ибо слезы матери «падают на Престол Господа» и будут очистительной жертвой за поведение детей. Ради материнских слез и веры Господь помилует дитя. Таково могучее действие материнской скорби и молитвы.

Архимандрит Кронид (Любимов) призывал матерей постоянно поддерживать молитвой своих детей: «Матери-христианки! Чаще проливайте молитвенные слезы перед Господом и Его Пречистой Матерью за своих детей во всех обстоятельствах их жизни… Молитва матери нужна детям, когда они еще во чреве. Она низводит на зачатый плод росу благословения Божия, она еще прежде рождения делает его любезным Богу… Молитесь, матери, о детях, когда они узрят свет Божий, когда они просветятся Святым Крещением, когда они еще маленькие…

Дитя ваше ходит в школу. Не оставляйте его и здесь без молитвенного напутствия, молитесь, да развивается ум его прежде всего к познанию Бога, а сердце его пусть исполняется страхом Божиим и любовью ко Христу Спасителю. Молитесь, матери, о детях, когда дети ваши достигнут зрелого возраста, будут хорошо образованы, хорошо устроены, будут полезными общественными деятелями, добрыми христианами; вознесите за них Богу благодарственную молитву… Вознесите за них молитву просительную, чтобы счастье не надмевало их, изобилие жизненных средств не вредило душе их; молитесь, чтобы они веру и благочестие соблюли до конца».

«О, эта материнская молитва! – восклицал архимандрит Тихон (Агриков). – В воде не тонет и в огне не горит. А как она сильна… Кажется ничто не может сравнится с ней. Вот…как надо молиться матерям о своих детях! Тем более теперь, когда дети находятся в бурном житейском море, да без молитвы, без креста на груди…»

«А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то, немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе. И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это – крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша», - в поддержку и утешение матери-христианки звучат и будут звучать слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Нам важно не просто помнить, но и руководствоваться словами прп. Иустина Поповича: «Каждая мать – мученица, а прежде всего – мать христианина. Почему? Потому что она день и ночь неустанно печется и страдает о телесном и духовном здравии своих детей. В этой своей непрестанной заботе она каждый день умирает за своих детей. Это истина нашего земного мира, истина, которой удивляются небожители. Ибо если и есть что на земле, чему дивятся Ангелы небесные, так это добрая христианка, добрая мать, добрая жена. Нет ничего более тяжелого и ответственного в нашем земном мире, нежели служение матери-христианки. Почему? Потому что ее главная обязанность – это приготовить детей своих к безсмертию и вечной жизни. Если она приготовила их к этому, то тем самым она и себя приготовила к небесному раю… Как добрая мать-христианка приготовляет детей своих к безсмертию и вечной жизни? Научая и воодушевляя их жить по Христовому Евангелию, ибо в Христовом Евангелии все безсмертно и вечно».

«Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете – и это надо помнить! Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие – воспитание детей – с небрежением», - взывает к родительским сердцам архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как благословение всем матерям звучат слова архимандрита Кронида (Любимова):

«А когда скорби житейские заглянут в вашу семью, испытания и искушения будут уязвлять вас, навевая холодный ветер сомнений, вспомните святейший образ Богоматери, с верой и любовью поручите себя и деток Ей, Матери Милосердия, и Она, добре прошедшая земной путь, испытавшая земные скорби, поможет и вам укрепиться на избранном, добром пути, и деток ваших приведет к Богу».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по статье «Подвиг материнства» Ирины Андреевой, 2019 год.