Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
14 Ноября 2019

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Родился будущий владыка в Могилевской губернии 26 декабря 1874.

В числе выпускников первого выпуска Василий окончил реформированную Санкт-Петербургскую духовную академию в 1814 году, до этого он обучался в старой Александроневской академии. По окончании курса в последней Василий пострижен в монашество и сразу назначен на должность ректора родной семинарии, но вскоре же переведен на ту же должность в Московскую духовную семинарию. В 1831 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1833 г. – епископ, викарий Ревельский.

14 ноября 1842 г. Преосвященный Венедикт пожалован в сан Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского. Четыре года управлял он делами своей епархии из Петербурга, оставаясь в столице для участия в заседаниях Святейшего Синода. Впервые Владыка посетил Петрозаводск летом 1843 г. на очень короткое время. И только в 1847 г., после окончания членства в Святейшем Синоде, переселился в Петрозаводск, прибыв в город 28 мая. По пути из Санкт-Петербурга он заехал на поклонение святому покровителю Олонецкого края – прп. Александру Свирскому, ознакомившись с южными приходами епархии и освятив два новых храма – в Лодейном Поле и Вознесенье.

В Петрозаводске Высокопреосвященный Венедикт прожил почти четыре года, служа делу насаждения Царства Божия среди людей. Он был сильным молитвенником и самоотверженным подвижником Православной Церкви, заботливым отцом для паствы и священнослужитей. Благодаря его усилиям, в этой бедной северной епархии в одной из первых в России были введены вновь утвержденные священнические штаты. Олонецкое духовенство стало получать от казны жалование. Это имело жизненно важное значение, поскольку малочисленные приходы были очень бедны. Чтобы хоть как-то обеспечить свою семью, священники должны были работать наравне с крестьянами, самостоятельно обеспечивая себя продуктами земледелия и животноводства. В чуть лучшем положении находилось городское духовенство. Поэтому постоянное, пусть и небольшое жалование, давало духовным пастырям большую свободу в совершении богослужений, делало их более независимыми от местных богатеев, а, следовательно, способствовало и большему уважению со стороны паствы.

Благодаря ходатайству Высокопреосвященного Венедикта, Александро-Ошевенский монастырь получил от частных благотворителей денежную помощь в размере 4 000 рублей, что по тем временам было немалой суммой, что способствовало восстановлению святой обители. Владыка привел в порядок церковное имущество, почти вдвое увеличились свечной доход и денежные вклады Петрозаводского кафедрального собора, были приобретены ценные богослужебные предметы и облачения. По ходатайству Владыки от казны были получены значительные суммы на восстановление древнего Петропавловского собора – памятника Петровского времени.

Архиепископ Венедикт вел смиренную, сосредоточенную и подвижническую жизнь. По описанию профессора Ростиславова, владыка Венедикт «был человек нецеремонный, неподкупной совести и деловой, как начальник – прямой и добрый в отношениях с подчиненными, но как наставник не отличался талантливостью». В первые годы его ректорства у Академии оказалась недоимка в 30 тысяч рублей, поэтому до 1833 г. из жалования ректора производился вычет денег, «отчего он жил в ректорстве (а потом по привычке и в архиерействе) скудно», – пишет И.Чистович.

«Враг роскоши и всякого изящества, — характеризует его еще один исследователь, — Венедикт вел жизнь самую простую и грубую: довольствовался даже в святой день Пасхи кочаном капусты и ломтем черного хлеба. В одежде он был неопрятен и не любил, чтобы келейник каждодневно выметал его комнаты. … Общая репутация его была – законника, канцеляриста и неисправимого формалиста. Никакая сила, никакая просьба не могла заставить эту воплощенную букву закона, этот олицетворенный свод законов и канонических постановлений, уклониться от точного и прямого их смысла. В высшей степени прямой, правдивый, ненавидевший все окольные пути, Венедикт не кривил душой ни перед кем и смело, со свойственной ему резкостью, близко подходившей к грубости, отказывал в несправедливых требованиях даже людям знаменитым. Не было от него пощады никому, даже своим товарищам по академии, когда они действовали несправедливо и незаконно».

Его важным вкладом в дело устроения епархиального города стало строительство каменной Крестовоздвиженской церкви на Зарецком кладбище. Храм построен на месте разобранной в 1848 г. деревянной одноименной церкви по благословению и во многом попечением Владыки. В нем же он нашел место своего последнего упокоения. Почтенный возраст и неустанные иноческие труды, которым Владыка посвятил себя с молодости, стали причиной тяжкого недуга, посетившего его еще в 1848 году. Немощь телесную преодолевал он теплой молитвой ко Господу и силой воли. Оставаясь на своем служении, уже больной Владыка продолжал заниматься делами управления епархией. В трудах забывал он тяготивший его недуг. Незадолго до смерти, в день годовщины празднования восшествия на престол государя императора Николая Павловича, он еще служил Божественную литургию в Свято-Духовском кафедральном соборе. Собирался пойти в храм и 6 декабря, в день именин царя, чтобы поучаствовать хотя бы в молебне, но не смог. Очень скорбел по этому поводу и со слезами говорил: «Царь именинник, а я не могу быть вместе с прочими на молитве».

Ночью 7 декабря (по ст. ст.) 1850 г., Высокопреосвященный потребовал к себе духовника и исповедался, потом над ним было совершено Таинство елеосвящения, утром после ранней литургии он приобщился Святых Христовых Тайн, а ровно в полдень, окруженный духовными властями, тихо скончался. «По облачении в святительские одежды тело Архипастыря было положено в домовой церкви, а 10 – го числа перенесено в Кафедральный собор, где до самого погребения, после литургии и вечерни служились панихиды. И каждый раз церковь была полна народом. Торжественное отпевание совершено 20 декабря, после литургии, тогдашним ректором Олонецкой Духовной семинарии архимандритом Августином, вместе с городским и прибывшим из уездов духовенством, в присутствии начальника губернии, чиновников и почти всего городского населения. Потом гроб Высокопреосвященного на погребальной колеснице, в предшествии духовенства с крестным ходом, окруженный многочисленной паствою, был перевезен в городскую кладбищенскую церковь, тогда еще не отстроенную, где предан погребению в каменном склепе, по правую сторону царских дверей Алтаря, против местной иконы Спасителя, согласно письменному завещанию самого почившего Архипастыря».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2019 год.