Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
13 Ноября 2019

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

При финансовой поддержке Русской Православной Церкви в Петрозаводске открылся приют для беременных и женщин с детьми в кризисной ситуации. Он стал первым и пока единственным подобным приютом во всей Карелии. В ноябре 2018 года Благотворительный фонд «Мама-Дом» получит грант на ремонт помещения для кризисного центра для мам с маленькими детьми в размере 350 000 руб. Участие в конкурсе состоялось при поддержке Митрополита Петрозаводского и Карельского Константина.

В марте 2017 г. был открыт кризисный центр всесторонней срочной помощи беременным женщинам и женщинам с детьми с возможностью предоставления проживания, на базе арендованной трехкомнатной квартиры. Необходимо было решить главную задачу при первом обращении женщины, место для безопасного проживания.

В целях дальнейшего развития центра Представители местной администрации предоставили помещение бывшего общежития в 300 кв. м. на условиях минимальной арендной платы. На средства конкурса Синодального отдела по благотворительности, направленного на профилактику абортов, был сделан капитальный ремонт, установлена сантехника и налажено освещение.

Сейчас в приюте 6 жилых комнат, кабинеты соцработника и психологов, большая игровая и центр гуманитарной помощи, который помогает всем нуждающимся одеждой, продуктами питания и средствами гигиены для детей.

Одновременно в новом приюте смогут проживать 12 женщин с детьми, которым в нем помогут священники, два психолога и социальный работник.

Клинический психолог будет помогать в приюте женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Психолог-консультант, прошедший практику в Швеции, разработает программу реабилитации для каждой подопечной.

Каждая женщина в трудной жизненной ситуации из любого района Карелии, сможет совершенно бесплатно получить необходимую помощь в центре. Жить в приюте его подопечные могут месяц, но при необходимости этот срок может быть продлен.

И теперь сюда приезжают в любое время дня и ночи: беременные, многодетные, с младенцами или детьми постарше. В «Мама-доме» принимают всех: накормят, обогреют, помогут решить проблемы. Недавно приют переехал в новое здание и получил грант главы Карелии.

«Я хочу купить комнату в городе и оформить ее на дочку, чтобы у нее уже какой-то угол был, когда вырастет, — рассказывает Анастасия, поправляя одеяло в красивой плетеной колыбельке. – А если нам в Эссойлу возвращаться… Там дом разрушается, мы стоим в очереди на расселение, но когда это еще будет? Там ведь потолок сыплется, мало ли, на ребенка упадет. Да в поселке и работы нет: один совхоз, и тот на ладан дышит. У нас молодежь вся оттуда выехала, кто вахтами работает, кто где».

Анастасия и сама год назад перебралась из Эссойлы в Петрозаводск, чтобы найти работу. Устроилась в тепличное хозяйство в Вилге, в городе сняла комнату – казалось, всё устроилось. Потом Анастасия узнала, что ждет ребенка. Начались проблемы с деньгами, на аренду жилья перестало хватать.

Квартирная хозяйка не хотела выгонять женщину на улицу – предложила пойти в социальный центр «Мама-дом». Из него Анастасия уезжала в роддом, туда же и вернулась с маленькой Виталиной на руках. Сейчас думает, как быть дальше: нужно решать вопрос с работой, с жильем, поднимать ребенка.

Руководитель «Мама-дом» Людмила Драгунова таких историй видела очень много. И многим в такой ситуации помогла.

Благотворительный фонд «Мама-дом» возник в 2017 году. Хотя идея родилась раньше: Людмила знала, как часто мамы с детьми остаются без поддержки близких, без денег, работы и даже крыши над головой. И пойти им в такой ситуации практически некуда.

«Я поставила перед собой задачу открыть приют для мам, попавших в кризисное положение, — рассказывает Людмила. — Для этого нужно было зарегистрировать НКО, а это же расходы, у меня в то время не было таких финансов. Но когда приходят идеи и начинаешь мыслить глобально, каким-то образом притягиваются нужные люди. Мне помогли, дали денег – так все и началось».

Два года приют работал в арендованной трехкомнатной квартире. Туда приезжали женщины со всей республики: жили в тепле и покое, получали бесплатные продукты и вещи, их консультировали психолог и юрист.

Но потом стало очевидно, что в квартире приюту тесно, и Людмила обратилась в Фонд госимущества. Там ей подыскали помещение в здании на улице Крылова.

Площадь оказалась подходящая – больше 300 м2. Но состояние комнат ужасало: ни воды, ни электричества, ни розеток, не говоря уже о нормальных полах, подоконниках или обоях. Ремонт занял почти год, за это время в порядок привели только половину помещений.

«А ведь текущую работу никто не отменял: мы помогали, — вспоминает Людмила. — Первое помещение, которое мы отремонтировали, — гуманитарный склад. А потом очень торопились привести в порядок комнаты, чтобы заселить мамочек. Мы до сих пор стараемся оснастить приют, чтобы тут было удобно и уютно».

На новом месте «Мама-дом» открылся этой осенью. Сейчас там живут две мамы с детьми.

Мамы остаются в приюте на разные сроки: кто на пару дней, кто на месяц. Бывает, живут и дольше, если проблемы совсем уж серьезные. Попасть в трудные обстоятельства может даже самая благополучная женщина, говорит Людмила.

Одна из постоялиц приехала в приют с дочерью-подростком и месячным младенцем. Перед самыми родами ее бросил муж, и пришлось уехать в деревню к маме с папой. Но женщина быстро поняла, что не может взваливать такую ответственность на пожилых родителей, да и ей самой в деревне делать нечего.

«Наши юристы начали работать с этой ситуацией, с отцом ребенка. В конце концов, он сказал, что жить с женой не хочет, но будет давать деньги на малыша, — рассказывает Людмила. — Сейчас ребенку три года, женщина снимает в Петрозаводске квартиру вместе с сестрой, работает, у нее всё хорошо. А когда она только к нам обратилась, были там и долги, и состояние, когда человека просто трясет, и он не знает, что делать дальше».

Еще был случай, когда из Медвежьегорского района приехала женщина с двумя детьми. Она сбежала от семейного насилия.

«Папа там был очень агрессивным, мог разбить всё, что есть в квартире. Хотя по нему этого абсолютно не скажешь. Но мы же видели, в каком состоянии женщина была (дергалась от любого шума), и психолог наш делал диагностику, — всё было очевидно», — рассказывает Людмила.

Эта женщина какое-то время пожила в приюте, ей помогли найти работу. А потом она уехала в Марциальные Воды, потому что там проще с жильем, чем в Петрозаводске. У ее семьи теперь все благополучно.

Один из самых сложных случаев был у 26-летней женщины из глубинки, которая приехала в приют с тремя детьми. Она сама росла в неблагополучной пьющей семье и не умела буквально ничего: ни поддерживать порядок дома, ни готовить еду, ни распоряжаться деньгами.

«Она вроде добрая, но настолько беспомощная, — говорит Людмила. – У нее не было образования, жила она в полуразрушенном доме – непонятно, как у нее детей не забрали. Это, по-моему, край всего: когда у женщины появляются дети, а она сама по уровню сознательности еще ребенок и никак не может защитить свои права».

В «Мама-дом» девушку научили вести быт и заботиться о детях.

С 2017 года социальный центр «Мама-дом» принял 44 семьи. Еще около трех тысяч человек обратились в центр за гуманитарной помощью: одеждой, продуктами, подгузниками, детским питанием.

В этом году фонд «Мама-дом» выиграл грант главы Карелии – почти 300 тысяч рублей. На них купили детскую мебель для игровой комнаты, а еще наборы для развивающих занятий по системе Монтессори.

«У нас в городе один сеанс занятий с такими пособиями стоит примерно 250 рублей, — рассказывает Людмила. – И женщина, которой нечем платить за жилье, никогда себе этого не сможет позволить. Мы хотим, чтобы это было доступно, чтобы на базе центра «Мама-дом» мамы могли приходить и бесплатно заниматься с малышами».

Причем речь идет не только о постоялицах приюта, но вообще обо всех мамах, оказавшихся в трудной ситуации. Это часть глобального плана Людмилы: превратить приют в большой центр социальной помощи.

«У меня, например, есть идея здесь создать группу дневного пребывания для детей, чтобы мы могли помогать более комплексно. Ведь садики сейчас – самая большая проблема: мамам, которые приходят в приют, надо работать, и они бы это вполне могли делать, если бы было, где оставить ребенка».

Еще в планах Людмилы – создать в «Мама-доме» швейную мастерскую (две машинки уже купили на средства гранта) и центр психологической поддержки, где работали бы и с детьми, и с родителями.

Чтобы большие планы стали реальностью, нужны место и деньги. Сейчас фонд платит за аренду и коммуналку, выплачивает зарплату трем комендантам – в месяц выходит не меньше 150 тысяч. И это не говоря уже о незаконченном ремонте и повседневных нуждах вроде покупки еды или моющих средств.

Конечно, у «Мама-дома» есть спонсоры среди предпринимателей, да и горожане часто помогают: приносят вещи, продукты. Когда ремонтировали новое помещение, волонтеры приходили целыми семьями: выносили строительный мусор, клеили обои, делали уборку.

Но очень бы хотелось, говорит Людмила, более активной помощи со стороны властей. Например, с поиском спонсоров: некоммерческим организациям не всегда просто налаживать диалог с бизнесом.

«Предприниматели не всегда понимают, зачем нужен приют. Многие считают, что эти женщины сами виноваты, что оказались в такой ситуации, — объясняет Людмила. – Человек, который занимается бизнесом, — трудяга, он работает каждый день и не понимает, почему другие не могут делать точно так же. Но у нас нет задачи поддерживать иждивенчество, все мамы трудятся по мере своих возможностей: мы их настраиваем на поиск работы, в приюте они сами наводят порядок, заботятся о детях. Им просто нужно немного помочь в кризисной ситуации».

Еще было бы неплохо, говорит Людмила, чтобы власти пересмотрели правила предоставления помещений и выдавали НКО площади с хоть каким-то ремонтом. У некоммерческих организаций часто просто нет денег на то, чтобы привести помещения в жилой вид.

У фонда «Мама-дом» из-за ремонта накопились долги. Но Людмила уверена, что справится: приют нужен и мамам, и детям, и городу, а значит, будет продолжать работать.

Его обитатели, кстати, потихоньку начинают готовиться к грядущим праздникам.

«Впереди Новый Год – нужна ёлка, — говорит Людмила. – Если бы нам ее подарили – было бы вообще замечательно».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта «Республика», 2019 год