Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
7 Ноября 2019

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

День Октябрьской революции 1917 года отмечается ежегодно 7 ноября. "Октябрьский переворот" является одним из крупнейших политических событий XX века, которое сильно повлияло на развитие всемирной истории. Для нашего Отечества он принес много плодов, как сладких, так и горьких. Но среди всех деяний советской власти особняком стоит одно, и пожалую именно оно должно определять отношения ко всему большевицкому строю.

В ночь на 30 октября 1937 года началась кровавая страница в истории человечества, которую сейчас в угоду определенным силам пытаются переписать, заглушая память о прошлом. Сталинские репрессии унесли миллионы жизней, массово расстреливали невинных жертв и в Карелии. Сандармох, Красный Бор, Пески, Сулажгора…

Врач Александр Божко в начале 90-х оказался в гуще событий по определению мест массовых расстрелов жертв политических репрессий. Сегодня, в скорбный памятный день, мы публикуем его воспоминания. Вот как это было.

«Холодным февралем 1991 года из ковша экскаватора, прорезавшего объездную дорогу за заводом силикатного кирпича в Сулажгоре г. Петрозаводска, вдруг посыпались человеческие останки.

Работы были прекращены и на место тайного погребения вызвана следственно-оперативная группа городского ОВД.

Опытным криминалистам не составило труда установить давность захоронения. Копаем осторожно, как археологи, надеясь найти хоть какие-то вещественные доказательства давней трагедии. В каждом из черепов - входное пулевое затылочное отверстие, а выходное - в лобной кости. Замечаю, что в двух черепах пули прямо в них и застряли.

По оттиску на подошве одного из сапог устанавливаем год расстрела – 1938-й.

В этих же ямах находим несколько бутылок зелёного стекла. Так сталинские палачи заглушали водкой свой стресс перед расстрелами безвинных жертв.

Находим несколько очков, пенсне, алюминиевые кружки и ложки.

Но ни на одной из них не выцарапано фамилии убиенного. А ведь только накануне раскопок заместитель председателя КГБ КАССР Н. Беляев передал нам списки расстрелянных. И даже одна выцарапанная на ложке фамилия помогла бы установить весь список жертв этих страшных ям.

Останки расстрелянных собираем в бумажные мешки, порядка 25, и отвозим в гараж к Михаилу Тикканену на Ключевую. Вместе с вещьдоками, которые позже перекочуют в музей жертв политических репрессий Юрия Дмитриева.

А незадолго до раскопок, 30 октября 1990 года, одновременно с акцией на Лубянке в Москве, Народный Фронт Карелии провёл «Вахту Памяти жертв политических репрессий» у здания КГБ Карелии. Хотя «отцы города» звонили мне домой и рекомендовали отказаться от нашей акции.

Развернув свои знамена, мы зажгли свечи и молча - по условиям пикета - стояли у дома на ул. Андропова, 5, в подвалах которого в 1934 году неделю пытали моего деда, бывшего священника - «шпиона трёх разведок».

Разум победил тогда и у руководства местного КГБ.

Они вышли к нам и стояли рядом с зажжёнными свечами.

И то верно: ведь это не они, а их предшественники из тридцатых годов по ночам свозили сюда на зловещих «воронках» безвинных жертв, где их пытали и откуда вывозили на места расстрелов - в Бесовец, Сулажгору, Пески (расстрел священников).

После раскопок при главе местного самоуправления Петрозаводска С. Катанандове создаётся комиссия по организации перезахоронения останков жертв политических репрессий.

При обсуждении плана предстоящего перезахоронения, предлагаются разные варианты погребения останков. Это и места рядом с Вечным огнём, и у здания городской тюрьмы…

Неожиданно Епископ Карельский и Олонецкий Мануил, присутствующий на заседании нашей комиссии, предложил место вечного упокоения останков на кладбище у православного Крестовоздвиженского собора.

На мой к нему вопрос: «Владыко, но ведь среди них останки людей разных религиозных конфессий. Могут ли все они упокоиться на православном погосте?»

И был ответ Владыки: «Господь всех их давно примирил у себя. Не беспокойтесь об этом».

С лёгкой руки Владыки многотрудная подготовка к перезахоронению пошла в быстром темпе. Вопросов было много, но и решались они оперативно.

Разместив останки ста сорока семи безвинно убиенных в шести больших деревянных гробах, каждый из которых мы покрываем российским триколором.

После прощания в фойе Финского театра мы везём их на место вечного упокоения на погосте у Крестовоздвиженского собора.

Процессию нашу сопровождают множество петрозаводчан и жителей Карелии. Ведь почти каждая семья в годы террора и беззакония потеряла кого-то из своих близких.

Среди них те, кто сами прошли страшные коммунистические концентрационные лагери и кого нам с И. Чухиным, как депутатам, удалось ещё при их жизни приравнять к участникам войны.

Перед погребением на кладбище многие люди из траурной процессии скажут слова прощания на траурном митинге в месте их захоронения.

Сюда они будут приходить теперь ежегодно 30 октября в день памяти жертв политических репрессий в СССР.

Мы опускаем гробы с останками наших страшных находок в общую братскую могилу, и звучит трёхкратный солдатский салют…»

Ежегодно 30 октября в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года №1763/1-I «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» на территории Республики Карелия проводятся траурные мероприятия.

На данный момент в «Поминальных списках Карелии» значатся более 13 тысяч репрессированных граждан. На месте мемориала на Зарецком кладбище в Петрозаводске покоятся останки более 400 жертв, в лесу Красный Бор близ села Деревянное, по архивным данным, в 1937-1938 годах были казнены более одной тысячи человек.

Фото из архива Александра Божко и Бориса Семенова.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам интернет -страницы Крестовоздвиженского собора, 2019 год.