Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
18 Октября 2019
Часовня на месте Архиерейского дома
Архимандрит Варсонофий (Толстухин) - автор рассказа
Старая Казанская церковь Архиерейского дома в Хюмпеля
Протоиерей Иоанн Кроншдатский

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В 1909 году по Петербургу разнесся слух, что 16-и летний юноша Павел Ильинов страдает каким-то странным недугом, заинтересовавшим ученых всего мира, пожелавших облегчить страдания больного, но не успевших в сем без высшей помощи.

Павел Ильинов родился в Вологодской губернии в 1893г., в крестьянской семье. Будучи 14 летним юношей, он по своему упорному характеру отправился на заработки в Москву.

Познакомившись с подходящими к нему по возрасту и характеру товарищами, вырвавшись из родительского дома, юный Павел окунулся в омут страстей, увлеченный развратными товарищами. И, вот, расточивши все благоприобретенное, впал в тяжелую нужду, он уже не смог найти для себя работы. Друзья и знакомые стали его сторониться. Тяжелая нужда доводила Павла до отчаяния. И как всегда бывает у юношей, преждевременно вкусивших плодов этой жизни и пересытившихся ею, Павлу неоднократно стала приходить мысль о самоубийстве.

Однажды ночью, гуляя по одному из парков Москвы, он задумался о своем положении и в отчаянии проговорил вслух: "если действительно существуешь ты, которого называют злым духом, борющимся с Богом, то явись мне и помоги найти деньги для привольной жизни, а я обещаю стать всецело твоим".

После сих слов с Павлом случилось то же, что произошло с молодым человеком рабом Протерия, полюбившим дочь своего господина, о чем пространно пишется в житии святого Василия Великого - 1 января. Павлу явился престарелый незнакомец и вступил с ним в беседу, а в заключение сказал: "Что же, я помогу тебе, если ты собственной кровью письменно удостоверишь мне, что будешь моим - здесь на земле и по твоей смерти.

Павел согласился, перочинным ножиком разрезал палец, обмакнул в кровь поданное незнакомцем перо и на клочке бумаги написал требуемую расписку, подав ее явившемуся старику в обмен на деньги. "Ну а теперь ты должен снять с себя лишнюю обузу"- сказал таинственный незнакомец, указуя на шейный крест Павла. Юноша снял крест, отрекшись от Христа и продав душу дьяволу.

С этого момента Павел еще больше погрузился в разгульную жизнь. Но душа, как говорит Тертуллиан, по природе христианка, тяготилась, погрязая в страстях, и голос совести, этот неподкупный судья, беспокоил Павла. Ища покоя, он оставил Москву и переехал в Петербург.

В этом городе он устроился у знакомых торговцев, которые будучи благочестивыми, стали брать с собою в праздничные дни в церковь и Павла. К их общему удивлению и к общему сожалению, Павел мог стоять в храме только до херувимской песни. Во время же сего песнопения и Великого входа, изображающего вольные страдания Христа и пролитие Им св. крови за род человеческий, его смерть, снятие со креста и погребение, Павел влекомый неведомой силой, оставлял храм и часто в изнеможении повергался на паперти.

Верующие оказывали ему человеколюбие и помощь, стали водить его к образу Скорбящей Божией Матери на стеклянном заводе и молиться за него Матери Божией и святителю Николаю. Видимо, Матерь Божия смилостивилась и приклонилась к молитвам верующих.

Первой ступенью к исцелению было явление в сонном видении Павлу святителя Николая, который в грозном, наказующем виде укорял его за грехи и наставлял его на путь праведной жизни и покаяния. Когда промелькнула надежда на помилование и исцеление Павла, то верующие приложили все усилия и стали чаще водить болящего по святыням Петербурга.

Павлу исполнилось 16 лет, и его привезли на Карповку в Иоанновский монастырь к Божественной Литургии. Во время херувимской песни Павла держали до 15 мужчин и окружала тесная толпа Петербургских ученых. Он вырвался из рук державших и по воздуху пронесся по воздуху над народом к западным воротам храма. Та, у входа во храм, он упал без чувств. Его принесли и приложили к образу Богоматери, перед которым любил при жизни своей молиться о. Иоанн Кронштадтский, а затем перенесли к гробнице отца Иоанна, где больной на краткое время очнулся, а потом крепко заснул.

Во время сна явился ему отец Иоанн, исповедал и, дав наставление, велел ехать в Валааамский монастырь. Во время этого видения при больном неотлучно, помимо прочих, были протоиерей о. Павел Левашев и проявившая материнской попечение к больному Анна Николаевна Николаева.

Что происходило во сне, больной, проснувшись, не хотел рассказывать, и если бы не отрывочные слова, сказанные им в слух, во время сна: "Отец Иоанн, прости...Помолись...Исполню", то возможно, что больной не открыл бы всей тайны. Но когда он услышал от окружающих эти слова, то все поведал.

Вот что произошло с ним: он увидел отца Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы, в светлых блестящих одеждах. После исповеди, обличения и наставления отец Иоанн сказал ему: "ты видишь меня в таком виде, в каком еще никто не видел. Служи по мне панихиды, как установленно церковью, но Великому Богу угодно меня прославить. Придет время, когда будут служить молебны". Затем он дунул на больного, благословил и добавил: "В свое время я скажу тебе, что нужно будет сделать для полного исцеления". И после этих слов скрылся.

Во время этого видения больной грыз гробницу отца Иоанна и диким голосом кричал: " О великий угодник Божий Иоанн, выхожу, выхожу, но не совсем". Конечно это кричал не больной, а обитавший в нем демон.

После сего видения Павел уже не так страдал от своей болезни. Мог присутствовать в храмах с начала до конца на Божественной Литургии, часто исповедовался и причащался, но не совсем был еще здоров. В том же 1909г. он записался в послушники Валаамского монастыря, переехал на жительство в архиерейский дом в местечке Хюмпеля, что близ в города Сортавала. Здесь он исполнял послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца при церкви.

Лукавый употреблял всякие коварства, препятствующие Павлу получить полное исцеление. В 1911г., осенью - Павел ждал приезда к себе в гости своего брата Иоанна. 5 сентября мы совершали по обычаю вечернее богослужение, Павел, прочитав 9-й час и предначинательный псалом, стал у западных дверей храма. Во время пения стихир на "Господи воззвах" открылась входная дверь и Павел увидел вошедшего в церковь, якобы своего брата Иоанна. Вошедший незримо для других молящихся стал вызывать Павла из храма под тем предлогом, что он приехал не один, а с матерью, которую необходимо встретить вне храма. Павел поверил словам мнимого брата, вышел с ним на улицу и действительно увидел в облике своей матери сидящую в экипаже женщину. Павел не мог сдержать своего восторга и радостным голосом воскликнул, осенив себя крестным знамением: "Господи! Благодарю Тебя". Но вдруг, о ужас - после крестного знамения и этих слов, к удивлению Павла, повозка с матерью и мнимый брат от него скрылись. Уразумев ловление врага, Павел поспешил обратно в церковь на молитву.

Но, когда он приблизился к паперти храма, то увидел перед собою двух борющихся: одного в белых, а другого в черных одеждах. Павел в страхе наблюдал за их борьбой. И когда, наконец, одетый в белую одежду победил своего противника, оттолкнув его от входных дверей, Павел вошел в храм на молитву.

В 1911г., 19 октября, в день памяти преп. Иоанна Рыльского и тезоименитства отца Иоанна Кронштадского, Господь благословил явить новую милость Свою Павлу через о. Иоанна.

На этот раз с ним произошло следующее: Вечером под этот день, после Всенощного бдения, Павел исповедовался и готовился к причащению Святых Таин. Он читал правило и Акафист Божией Матери. Во время чтения он пришел в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видения: первоначально явился во славе отец Иоанн Кронштадтский с преподобным Иоанном Рыльским, и со святителем похожим, не-то на святителя Николая, не то на святителя Григория Богослова. Затем явился преподобный Павел Фивейский, имя которого носил болящий, Афанасий Афонский, имя которого носил отец болящего и множество других. Все они приветствовали друг друга радостными возгласами: "Радуйся Иоанне!", "Радуйся Павле!", "Радуйся Афанасие!" и т.д.

Отец Иоанн приблизившись к больному, сказал: "Павел! Царица Небесная спасает тебя от врага рода человеческого, который хотел погубить твою душу, и ты благодари Ее, а также твоего угодника - Павла Фивейского. Он много ходатайствовал о твоем спасении перед Богом. Я тоже просил за тебя Матерь Божию. Она сейчас благоволит явиться с сонмом небесных жителей. Но ты не подумай, что это явление будет ради твоей богоугодной жизни. Нет, но ради милосердия к падшему роду человеческому и ради призвания падших к покаянию. Огради себя крестным знамением и знай, что это не привидение, а истина".

За сими словами в неописуемой славе явилась Начальница Святых - Матерь Божия. При появлении Ее преподобные воспели: "Взбранной Воеводе Победительная..." Он благоволила благословить болящего и скрылась. После сего отец Иоанн подошел к Павлу и сказал: "А теперь выйди из тела и душой последуй за нами". Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но тем не менее он, оставив свою телесную оболочку, последовал душою за отцом Иоанном, преп. Иоанном и Павлом Фивейским и святителями.

Они показывали, говорил Павел, первоначально райские обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию.

Когда все было показано, отец Иоанн стал наставлять Павла, как жить, а для получения окончательного исцеления повелел вновь войти в свое тело и отправиться в Оптину пустынь к старцу Варсонофию Оптинскому.

Так закончил свое повествование о виденном им в состоянии восхищения Павел.

В ноябре того же 1911г. он поехал к отцу Васонофию в сопровождении валаамского иеродиакона именем Варсонофия же. Последний свидетельствовал, что все события во время путешествия от г. Сердоболя через Петербург в Оптину Пустынь были трогательно предупреждены отцом Иоанном о приезде Павла.

Старец ласково принял путешественников, удостоившихся наслаждаться слышанием его богодухновенных бесед о спасении, о грядущей великой войне и о страдании России.

Здесь упомянем об одной беседе, которая была перед полным исцелением Павла. Старец, усадив иеродиакона отца Васонофия в кресло усопшего отца Амвросия Оптинского, а Павлу разрешив сесть у его ног, задал вопрос спутнику Павла: " Как ты думаешь о царствовании императора Александра III?"

На этот вопрос иеродиакон ответил: "По моему мнению, в мирное царствование Александра III заварилась та каша, которую суждено будет вкусить его сыну - императору Николаю II".

"Нет",- возразил старец, - "не так". Бог воздвиг могучего императора для России и хотел призвать через него русский народ от славы к большей славе. Но об этом уразумели другие народы и трепетали перед русским императором, а русский народ не оценил его и стал сознательно уклоняться от веры и своего призвания. Тогда Бог отнял от России великого царя и дал русскому народу царя, не могущего сопротивляться злой воле народа. А когда люди начинают жить по своему разуму, не сообразуя своей воли с волей Божественной, тогда грядут на них великие переживания. Вот так будет и в России. В 1914г. начнется Великая война, а в 1917г. повезут царя в Сибирь. А далее ожидают Россию кровь и слезы". И старец горько заплакал.

Иеродиакон Варсонофий прервал старца вопросом: "Если это сбудется, то, что же станет с Российским государством?" Старец сквозь слезы ответил: "судеб Божиих не испытуй и помни слова Богдана Хмельницкого: "что будет, то будет, а будет то, что Бог даст, только от Московского царства не отложимся". Я войны не дождусь и умру, а ты доживешь и все увидишь".

Закончив беседу старец благословил обоих и сказал: "хотя и ночь сейчас, а я не дам вам фонарика. Пусть будет вам и светом, и оружием непобедимым знамение животворящего Креста".

Мы отправились с Павлом из скита в монастырскую гостиницу через отпинский лес. Когда вошли в чащу его, то поднялась мгновенная буря, сучья ломались и падали с деревьев на наши головы. Появились какие-то странные птицы, издававшие визгливые, зловещие крики. А Павел с ужасом кричал, что к нему приближается тот старик, которому отдал когда-то расписку.

Нас тогда спасли силы крестного знамения молитвами старца Васонофия. За то, что мы руководствовались наставлениями старца, он нас благодарил на следующий день.

Окончательное исцеление Павла последовало после 3-х дневного молитвенного подвига старца отца Васонофия в оптинском лесу. Этот подвиг был за душу Павла и, видимо, увенчался возвращением старцу расписки, данной когда-то Павлом дьяволу. Старец, по смирению старался умалчивать об этом подвиге, он исповедовал и причастил Павла и отпустил восвояси.

До 1912г. исцеленный жил по прежнему в Сердоболе, а затем призван был к отбыванию воинской повинности и в 1914г. участвовал в Великой войне. Жив ли он в настоящее время, или погиб на войне, или в последующей революции, остается неизвестным. Мы знаем лишь одно, что над ним явилось в наше нечестивое время забвения Божьих заветов, Его милосердие и заступление Пречистой Божией Матери по молитвам отца Иоанна Кронштадского и святых угодников через земное содействие дивного служителя Господня старца отца Васонофия Оптинского.

Движимые страхом умолчать о Божественном и вспоминая о наказании, обещанном рабу, который, взяв от господина талант, зарыл его в землю и данное для умножения скрыл бесплодно, мы не умолчали о повести, достоверно нам известной.

Никто да не усомнится поверить. Если же найдутся читатели повествования, пораженные чудесностью, которые не пожелают верить сему, то да будет милостив к ним Бог. Пусть не ссылаются в оправдание неверия, что не возможно в наше время, совершиться таким чудесам. Благодать Божественная, текущая через роды в роды по душам святых, творит друзей Божиих и пророков, как об этом говорит Соломон: "Тайну... и т.д." Так сказал Ангел Божий после чудесного исцеления от слепоты очей и после всех опасностей от которых он избавился с помощью Бога.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам, предоставленным арт - директором и главным редактором альманаха «Сердоболь» Виталием Олеговичем Рыстовым, 2019 год.