Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
7 Марта 2018

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

4 марта 2018 года, в Неделю вторую Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в храме св. вмч. Пантелеимона в микрорайоне Древлянка.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Вадим Антипин, секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, протодиакон Владимир Морозов и штатные клирики храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Ирины Антипиной.

По окончании Богослужения Владыка Константин обратился ко всем собравшимся с проповедью: «Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех вас с наступившей второй Неделей Великого и спасительного поста. Эта Неделя посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который жил в XIV веке. Именно святитель Григорий Палама наиболее подробно и детально изложил древнее церковное учение о благодати Божией, или как он ее называл, - Божественной энергии. Он учил, что Бог пребывает не только в своей абсолютно непостижимой Сущности. Сущность Божия непостижима и для ангелов, об этом мы слышим в церковных песнопениях: «Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати». С другой стороны, в Церкви мы поем антифоны: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Святитель Григорий Палама объясняет это противоречие: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», узрят в Его Божественных энергиях, в Его благодати, в Его нетварном свете. То есть, Бог не является Личностью абсолютно запредельной миру, но Бог присутствует в мире ещё и в Своих Божественных энергиях, или Своей благодатью. Наиболее ярко это проявилось в Фаворском свете во время Преображения Господня.

Дорогие отцы, братья и сестры, в эту вторую Неделю Великого поста Святая Церковь предлагает также нам к размышлению Евангельское повествование, которое изложено во второй главе Евангелия от Марка, - об исцелении парализованного человека: «Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк.2:1-4). Слава о целителе Иисусе Христе уже распространилась во все пределы и дом, и двор, в который Он пришел осаждала толпа народа: одни желали услышать слово проповеди Иисуса Христа, другие — получить совет, третьи — получить исцеление. И тогда четверо людей, принесших своего парализованного друга разобрали кровлю, скорее всего это была легкая и плоская восточная кровля, прикрывающая внутренний двор дома от палящего солнца, и спустили его к ногам Иисуса.

Дальше в Евангелии мы слышим очень важные слова, имеющие огромное догматическое значение: «Иисус, видя веру их...» (Мк.2:5). Какое же значение имеют эти слова? Нас, православных, сектанты часто обвиняют в том, что мы крестим младенцев, которые не могут сами прочитать символ Веры, не могут ничего сказать и исповедовать свою веру, находятся в младенческом, беспомощном и бессознательном состоянии. И эти сектанты говорят, что это православное крещение недействительно, и поэтому, набравшись дерзости, перекрещивают людей снова.

По-видимому, этот человек, которого принесли к Иисусу четверо друзей, был тяжело парализованным, в беспомощном и бессознательном состоянии. Мы представляем себе тяжело парализованных людей, которые перенесли инсульт, то есть тяжелое, массивное кровоизлияние в мозг, когда от человека отнимаются все силы, человек лежит с перекошенным лицом, не может ничего сказать, не может даже пошевельнуть рукой, ногой, и за ним требуется полный уход. Иисус Христос, перед тем как исцелить больных часто спрашивал их о наличии веры. Но в данном случае этот парализованный находился в таком состоянии, что спрашивать у него что-либо было совершенно бесполезно. И поэтому Иисус Христос, «видя веру их», этих четырех друзей, сотворил чудо. Также и мы по вере воспреемников совершаем Таинство Крещения младенцев, и это Таинство также действительно, как действительно было чудо исцеления, совершенное Иисусом Христом в Копернауме. Но Иисус Христос при этом подчеркивает и очень важную истину: всякий грех приводит в конце концов к болезни и смерти, и всякая болезнь прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, - через одно-два-три звена есть последствие греха. И чтобы подчеркнуть эту истину Господь Иисус Христос говорит парализованному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои... Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2:5,11).

Дорогие отцы, братья и сестры, это Евангельское повествование читается во вторую Неделю Великого поста по следующим соображениям: прежде всего потому, что Иисус Христос исцелял Благодатью, или Божественной Энергией. Не во всех случаях он прикасался больного или парализованного, или прокаженного, но исцелял Своей Энергией, учение о которой развил подробно святитель Григорий Палама. Во-вторых, это повествование для нас имеет ещё другое значение. Когда мы вступали в поприще Великого поста, то в первую субботу поста мы читали Евангелие о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). Это Евангелие было связано с тем, что Иисус Христос исцелил сухорукого человека в субботу в одной из синагог. И мы тогда призывались все к тому, чтобы делать добрые дела во все дни, в том числе и дни Великого поста, не взирая на то, субботний это или воскресный день. За субботой последовала Неделя Торжества Православия, когда мы говорили, что необходимо делать добрые дела, которые являются реализацией нашей правильной, православной веры, ибо вера без дел мертва, потому что «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19).

В эту Неделю мы должны, вспоминая исцеление парализованного, понимать ещё и следующее: в Евангелии мы читаем слова Господа Иисуса Христа «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20). Эти четыре друга, принесшие парализованного на носилках, были собраны вместе верою в Иисуса Христа. Иисус Христос услышал их молитву и по вере их совершил чудо. Но ведь они не просто сидели дома или находились за оградой дома, в котором учил Иисус, и верили в чудотворца Иисуса Христа. Но они ещё и делали, и их делом двигала любовь к своему другу. Таким образом, необходимыми условиями совершения чуда являются вера в Бога и любовь к Богу и ближнему. Чудо совершилось, но каждое Евангелие имеет не только буквальный, но и духовный смысл. Иисус Христос мог бы просто сказать парализованному что он исцелен и может идти. Но Иисус сказал ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои... встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Дорогие отцы, братья и сестры, Иисус Христос говорит нам «встань, возьми постель твою и иди в дом твой», и здесь под домом подразумевается Церковь, потому что только Церковь дает силы человеку и духовные, и телесные, и силу воли пребывать с Богом для спасения. Храни и благослови Вас всех Господь, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», - заключил Архипастырь.

В ответном слове настоятель Пантелеимоновского храма протоиерей Вадим Антипин поблагодарил Владыку за молитвы и преподнес ему букет цветов.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год