Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
26 Октября 2017

22 октября 2017 года, в Неделю 20-й по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского собора, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил праздничную Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе г. Петрозаводска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.

Богослужебные песнопения исполнил соборный архиерейский хор.

По сугубой ектении митрополит Константин прочитал молитву о мире на Украине.

После окончания литургии владыка Константин поздравил настоятеля, духовенство и всех верующих с праздником и обратился с архипастырским словом:

«Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас с воскресным днем и памятью святых отцов VII Вселенского собора.

Дай Бог, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы мы всегда твердо держались истинного, православного учения, и в этом колоссальнейшая заслуга Святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем. Собор состоялся в 787 году в городе Никее сегодня это территория Турции. В чем же состоялась сущность последнего Вселенского собора, который ещё иногда именуется печатью, то есть завершением, венцом всех Вселенских соборов. Святые Отцы на этом Соборе защищали догмат, то есть непререкаемую истину об иконопочитании.

Дело в том, что иконопочитание в Церкви было изначально, ещё в древнеримских катакомбах в конце I-II веков, когда христианство не было легальной религией, во многих местах находят изображения Иисуса Христа, чаще всего в виде доброго пастыря с овечкой на плечах, или под какими-то другими символическими знаками, как то агнца или рыбы.

Когда христианство стало легальной религией, тогда можно стало выставлять и иконы, и крест, открыто почитать мощи святых, на которых первые христиане служили Литургию. Первые христиане, которые были гонимы, в течение трех столетий совершали Божественную Литургию в пещерах, катакомбах и престолом часто служил гроб с телом или останками мученика.

1700 лет тому назад христианство в Римской империи стало легальным, и получило расцвет и распространение. Но спустя несколько столетий в империи возникла ересь иконоборчества. Эта ересь имела два корня: иудаизм и зародившийся молодой ислам. Эти два религиозных течения, соединившись, нанесли удар по христианству, развив ересь иконоборчества. Тогда святые иконы уничтожались, предавались поруганию под видом того, что иконы являются идолами, что идет в разрез с заповедью «Не сотвори себе кумира, и никакого подобия Божия». Но эта заповедь была дана Моисею ещё примерно за тринадцать столетий до Боговоплощения, до Рождества Иисуса Христа. Когда же родился Иисус Христос, когда Слово воплотилось: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). И соответственно то, что стало видимым, то можно стало и изображать.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1-3).

Святые отцы коротко объясняют так, что до Воплощения Сына Божия, Второго Лица Святой Троицы изображать Господа Бога было запрещено, но после того как произошло Боговоплощение в лице Иисуса Христа, то мы, изображая Его на иконах, утверждаем тем самым непреложную истину о Боговоплощении. Если мы, христиане не будем утверждать этот догмат на иконах, то это будем означать, что мы не признаем подлинности Боговоплощения, а значит приравняемся к мусульманам и иудеям. Поэтому VII Вселенский Собор именуется Печатью, всего догматического богословия в Христианской Церкви, именно потому что он утверждает главный догмат нашего спасения — о Боговоплощении. Потому что если Бог не воплотился, значит страдания Иисуса Христа призрачны, нереальны, и Бог не смог взять на себя грехи плотского мира, и спасение наше не свершилось. Вот к чему нас подводят те, кто отвергает святые иконы. Они таким образом, хитро лишают нас надежды на спасение.

VII Вселенский собор проходил в Никее, а не в Константинополе, поскольку в те времена правила целая династия императоров-иконоборцев, а в столице стояли преданные им легионы. Именно Никею выбрали потому, что там был проведен Первый Вселенский Собор в 325 году. Таким образом богословие завершило свой круг. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Так и в Никее совершилась «альфа и омега» всего православного христианского богословия. За это мы почитаем Святых Отцов VII Вселенского собора.

Храни и благослови Вас всех Господь, и помните, что те, кто лишает нас иконопочитания, те лишают нас и надежды на спасение», - заключил Архипастырь.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 год