Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
17 Января 2017

15 января в стенах помещения КРОО «Православный собор» состоялся концерт творческой группы «Дар». Своими впечатлениями от концерта делится известный петрозаводский блоггер Валентина Калачева.

Я не люблю женскую исповедальную лирику, потому что в ней эмоции и «красивости» за редким исключением превалируют над сутью, ну и носовых платков обычно жалко.

Я не люблю современную православную поэзию, потому что она большей частью существует как примитивный набор слов о Боге в рифму.

Я не люблю движение КСП (клуб самодеятельной песни), потому что там задушевностью часто оправдывают отсутствие вкуса и неумение владеть музыкальным инструментом.

Вчера я была на концерте «Светлые песни Рождества» творческой группы «Дар» (г. Петрозаводск) в помещении КРОО «Православный собор», где присутствовало всё из вышеперечисленного и… Я люблю группу «Дар».

Сейчас постараюсь объяснить почему.

ПРЕДЫСТОРИЯ С «ПРЕДТЕОРИЕЙ»

Гуляет у нас по необъятным просторам Интернета один экзотический для народа зверь под названием православная поэзия. Литературоведы все ручки исписали о том, на каком основании поэзию вообще можно выделить из других направлений словесного художественного творчества. Недавно сошлись на том, что поэзия — это то, что написано в столбик, потому что рифма, метр, ритм, размер в современном мире — категории относительные. Ехидные оппоненты, правда, возразили: мол, выходит тогда и ресторанное меню, пардон, является родственником «Евгения Онегина»? Короче, дело запутанное. Даже для профессионалов.

С православной поэзией разобраться чуть проще, потому что её из ряда вон выводит содержание, классическая форма (нет у нас пока общеизвестных верлибров или «конкретной» [одно из направлений в современной поэзии –Ред.] поэзии на духовные темы) и наличие спецлексики: Бог, покаяние, воскресение, молитва, Русь Святая и прочая неотмирность. С одной стороны, неплохо, когда есть такая ясность — над чем умиляться, а чем возмущаться. С другой, — это невольно провоцирует на появление подделок «под хохлому». Причём их столько, что уже лишний раз за новинкой не бросишься. Вдруг там нечто из серии «Крошка сын к отцу пришел, и сказала кроха, что молиться хорошо, не молиться плохо». Вам смешно? А я подобные вирши в «лихие 90-е» погонными метрами читала. Не удержусь, фамилию (или псевдоним?) одного автора приведу, т. к. из серии «нарочно не придумаешь» — Нецветаева. Но однажды случается чудо — в горах словесной руды удаётся отыскать жемчужные зерна. И это радость непередаваемая. А может, и «Дар» :). Свыше.

Группа «Дар» была образована в октябре 2014 г. В официальной группе «ВКонтакте» сказано, что тогда состоялась презентация последнего сборника стихов «Время плодов» православного поэта Ольги Гусевой. «Она попросила своих поющих друзей украсить презентацию красивыми духовными песнями, и они с радостью откликнулись, написали музыку к ее стихам и сами исполнили свои песни. Потом мы захотели встречаться снова, чтобы продолжить общение и осуществлять творческие проекты. Так и появилась наша группа «Дар» — сообщество творческих людей православного вероисповедания, пишущих стихи и песни духовного содержания. Среди нас нет профессиональных поэтов и музыкантов, но с помощью тех талантов, которые нам дал Господь, мы стремимся выразить свою любовь к Богу, к людям и окружающему нас миру, познать самих себя (разумеется, в рамках православной традиции). Участники группы являются прихожанами разных храмов Петрозаводска». Руководит группой Геннадий Козловский. Помимо поэта Ольги Гусевой, туда вошли исполнители песен Руфина Ставицкая, Александр Кириллов, Сергей Константинов, Андрей Жебрак, Владимир Илимбаев. Они принимали участие в фестивале духовной и патриотической песни «Соборная площадь - 2016» в Петрозаводске, приходских праздниках на уровне республики, мероприятиях православных социальных центров.

НЕОЖИДАННЫЙ поДАРок

После воскресной Литургии ко мне подошла активная прихожанка Екатерининского храма Татьяна Бойцова и определила мои планы на ближайший вечер. Так я b попала на концерт «Светлые песни Рождества». До сего момента я группы «Дар» не слышала, поэтому опасения были, но… На афише значились волшебные слова — «песни на стихи Ольги Гусевой», а это своеобразный знак качества поэтического текста. Сборники Ольги «Спасибо, Господи, за всё…», «Небо вечности» и «Время плодов» лежат у меня на полочке средь любимых книжек и время от времени перечитываются.

Исправь мою молитву, Боже,

Очисти косные уста,

Чтоб в меру сил мне славить тоже

Владыку моего Христа.

Подаждь мне, Боже, благодати,

Чтоб до последних моих дней

Тебя, Господь мой, воспевати

И прославлять среди людей!

Это отрывок из стихотворения «Псалом 50». Текст 2005 года, вот уже 12 лет со мной и всякий раз читается и воспринимается по-разному. Простые слова. Лекарство для искусственно усложненной личности. Ольгу Гусеву не всегда охотно печатают в литературных журналах, потому что «слишком в лоб», слишком религиозно, надо бы издалека, иносказательно, эзоповым языком, пять раз извинившись и семь раз поклонившись, с подмигиванием «ну вы поняли», в контексте постмодернизма, который подобно уроборосу [свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост – Ред.], съедает сам себя. Где тут место «Плачу Иеремии» или «Стоянию Марии Египетской»? Зачем поэту Христа славить, когда в «топе» один идол — самовыражение, на фоне которого О. Гусева, как полевая незабудка среди тропических орхидей ядовитой окраски — на любителя? Но она этого как-будто и не замечает.

Тихое поле ковыльное,

Храм на высокой горе.

Ангел с отбитыми крыльями

Плачет в святом алтаре.

-Господи, всё здесь порушено,

И запустенье кругом.

Люди с сожженными душами,

Боже, забыли Твой дом.

Ну а те, кто помнят, отправились на концерт, где «Светлые песни Рождества» лились одна за другой. Меня порадовало, что все исполнители звучали по-разному. Балагур Сергей Константинов вдруг обнаруживал в себе проникновенного чтеца, чьи слова цитировались после его выступления не одним человеком. Руфина Ставицкая песню «Не инокиня, не святая…» исполнила так, что невольно возникло восхищение православной женщиной, украшенной «не внешним плетением волос, не золотыми уборами или нарядностью в одежде, но нетленной красотой кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3 — 4). Глубокое впечатление произвёл Владимир Илимбаев, спевший поэтическое переложение 136-го псалма.

На реках Вавилона

Горько плакали мы, —

Далеко от Сиона,

Среди горя и тьмы.

Притеснители наши

Заставляли нас петь.

Как же, Господи, страшно

Без Тебя умереть!

Слушая В. Илимбаева, невольно подумала о том, что Господь открывает человеку неограниченные возможности для со-творчества с Ним. Ведь и раньше псалмы пелись так, как это было свойственно и понятно людям, жившим до Рождества Христова. А сегодня они звучат так, как это близко и доступно современнику. Эта песня - как миссионерский призыв, она дает людям понять, что «Псалтирь» — не древняя запыленная книга, а то, что живо и актуально для тебя, читатель. Андрей Жебрак реабилитировал для меня все КСП вместе взятые, спев в их манере несколько лирических песен. Обращает на себя внимание, что все чувства, заключенные в поэзии О. Гусевой, передаются А. Жебраком не беспредметно, «вообще», а как затронувшие его лично. И скорее всего, именно эта нелицемерная манера нивелирует перебор задушевности и мнимой общности, как это обычно бывает «вокруг костров».

Александр Кириллов — это человек, за которого, будем надеяться, молится весь сонм карельских святых во главе с блаженным Фаддеем Петрозаводским, потому что редко кто их воспевает так, как он, — когда каждое слово до костей пробирает и создается впечатление, что вот они, как живые, перед тобой стоят, и не было и нет помощников более попечительных на тернистой дороге ко спасению, чем они. Сама Ольга Гусева читала стихи о Рождестве — тихо, размеренно и так радостно, как будто с каждой строфой свечку у соответствующей празднику иконы зажигала. И это возвышенное ощущение невольно передавалось зрителям в зале, которые к концу концерта пели хором вместе с исполнителями.

На чаепитии после выступления я размышляла о том, почему из всех элементов, которые я на дух не переношу, сложилась столь отрадная уху, глазу и, главное, сердцу картина. Выйдя из «Православного собора», включила радио, а откуда донеслось: «Можно быть православным и не быть христианином. Можно положительно относиться к Церкви и сохранять её, как живой музей отечественных традиций. Можно формально выполнить все предписания, и быть мертвым внутри. Для христианина важно только одно — как он относится ко Христу, каким Духом он живёт». Возвращаясь к концерту, замечу, что группе «Дар» удалось вдохнуть жизнь в казалось бы стереотипные формы, потому что они как люди православные работают Христу и творят не ради самовыражения, самореализации и прочих «само-», а к вящей славе Господней, постулируя своим творчеством, что Православие там, где Христос. Православие там, где Любовь и единство. Православие там, где ДАРом служат Богу и ближнему.

ВАЛЕНТИНА КАЛАЧЕВА

Валентина Калачёва родилась в Петрозаводске в 1977 году. Окончила Карельскую государственную педагогическую академию (факультет иностранных языков). Кандидат педагогических наук. Педагог, блоггер.

Творческая группа «ДАР» Центра православной культуры г. Петрозаводска образована в конце 2014 г. Группа «Дар» - сообщество творческих людей православного вероисповедания, пишущих стихи и песни духовного содержания.