Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
23 Октября 2016

Вечером в субботу, 22 октября 2016 г. митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Всенощное бдение в церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель протоиерей Игорь Тестов, секретарь Главы Карельской Митрополии иерей Константин Павлюченко.

Церковные песнопения исполнил хор под управлением регента храма Александра Соловьева.

После богослужения митрополит Константин обратился к духовенству и прихожанам с проповедью.

"От всего сердца поздравляю вас с наступившим воскресным богослужебным днем. Днем, когда наша святая Церковь воспоминает мужество и подвиг святых отцов VII Вселенского собора. VII Вселенский собор - это последний собор христианской церкви, который проходил в городе Никее.

Первый Вселенский собор был Никейский и Седьмой Вселенский собор тоже проходил в Никее. Никея - это была раньше восточная часть Римской Империи, которая носила название Византия. Теперь это территория Турции.

Из истории Церкви известно, что огромное время господствовала династия иконоборцев, которые не признавали святых икон. Иконы уничтожались. Поэтому так мало в Церкви осталось древних образов 3,4,5,6-х веков. Лучше всего эти древние иконы сохранились именно на самых отдаленных обителях тогдашней Империи, например в знаменитом Синайском Екатерининском монастыре. Я как раз вспомнил об этом, видя здесь, в этом храме и запрестольный образ, как раз Синайский образ Христа Спасителя. Это самый древний сохранившийся подлинный образ Господа Нашего Иисуса Христа.

Иконопочитатели подврергались жесточайшим гонениям. И самыми стойкими иконопочитателями были христианские обители, монастыри, монашествующие, которые тоже подвергались жесточайшим гонениям. Когда на Престол взошла императрица Ирина, в конце 8 века, то она решила восстановить иконопочитание. Был созван Седьмой Вселенский собор, но проходил он не в столице Империи, не в Константинополе. В Константинополе еще были очень сильны позиции, традиции и влияние иконоборцев. В Константинополе стояли многочисленные легионы, во главе которых тоже были полководцы, поставленные императорами-иконоборцами. Чтобы избежать военного бунта, гражданской религиозной войны, мудрые Отцы решили провести Вселенский собор в Никее, памятуя и о Первом Вселенском соборе.

Слово «Никея» - греческое, означает победа. Таким образом, начало соборной деятельности Церкви проходило под знаком победы и последний, Седьмой Вселенский собор тоже проходил под знаком победы, победы иконопочитателей. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.


Какие же догматические основания для почитания икон?

Ведь те иконоборцы, как и современные сектанты, говорят, что мы поклоняемся каким-то идолам и ссылаются на заповеди Господни, заповеди, данные Богом Моисею «Не сотвори себе кумира ни подобия его. Эта заповедь была дана примерно за тринадцать веков до Рождества Христова.

Когда древний еврейский народ чрезвычайно был склонен к язычеству, к многобожию и необходимо было охранить строгими заповедями, чтобы они не уклонялись в многобожие. Известно даже, что когда Моисей беседовал с Богом на вершине Синайской горы и получал там скрижали заповедей, то в это время внизу древние евреи из золота, которое они вынесли из Египта, отлили золотого тельца и совершали там всяческие языческие гнуснейшие вакханалии.

Так что когда Моисей спустился с горы, вниз, увидев эти мерзости, он в сердцах разбил о камень скрижали завета. Вот чтобы это не повторялось, была дана эта заповедь. Но с тех пор до Рождества Христова прошло тринадцать веков, второе рождество Пресвятой Троицы воплотилось. О чем свидетельствует Небесный покровитель вашего храма апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1-ой главе Евангелия от Иоанна « И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от отца» ( Иоанна 1:14)

А если видели, значит, можно и изображать.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном Послании пишет об Иисусе Христе, о воплотивщемся Сыне Божием:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - (Иоанна 1:1)

«И руки наши осязали его» – такая подробнейшая детализация!

Поскольку произошло Боговоплощение, то икона является знаком, символом, материальным догматом идеи Боговоплощения.

Потому что просто в Единого Бога верят и иудеи, просто в Единого Бога верят и мусульмане. Принципиальное отличие христианства от всех религий в том, что мы признаем Боговоплощение и икона является символом Боговоплощения. Потому что без Боговоплощения невозможно наше спасение. Будем же с благодарностью относиться к великому и мужественному подвигу святых Отцов Вселенского собора, которые утвердили вот этот догмат о Боговоплощении. Догмат, который выражается в почитании святых икон и который завершает всю догматическую деятельность всей древней, Вселенской Церкви Святым 7-м Вселенским собором.

С праздником, дорогие отцы, братья и сестры. Храни и благослови вас всех Господь!

В ответном слове настоятель храма протоиерей Игорь Тестов поблагодарил правящего архиерея за совместное богослужение и вручил ему цветы.

СПРАВКА

Храм ап. и ев. Иоанна Богослова освящен 31 января 2004 года Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.

Святыни храма: икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»; иконы с частицами мощей сщмч. Климента, первомученика и архидиакона Стефана, свт. Игнатия Брянчанинова; чтимые иконы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, прп. Иоанна Многострадального, Архангела Михаила, прп. Илии Муромца, 12 греков-строителей.


Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год