Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
5 Мая 2016

Светлая седмица – первые дни празднования Святой Пасхи, от собственно Пасхи до Антипасхи (Недели Фоминой). Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы звучит звон во все колокола.

Первые восемь дней празднования Христова Воскресения − это как бы один день, принадлежащий вечности, превосходящий время.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) христиане встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» − «Воистину Воскресе!»

Помимо этого светлого и праздничного «дня длиною в неделю», каждый день Светлой седмицы также особо выделяется празднованиями, приуроченными именно к нему.

Светлый понедельник

В этот день читается зачало Евангелия, в котором говорится: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1. 18−28).

Евангелист замечает, что Бога на самом деле никто из людей не видал, даже Моисей: люди иногда удостаивались видеть славу Божию под какими-либо покровами, но никто не созерцал ее в неприкровенном виде (ср. Исх. 33. 20), и евангелист признает это возможным для верующих только в будущей жизни (1 Ин. 3. 2; ср.: 1 Кор. 13. 12). Только Единородный Сын, вечно − и до воплощения, и по воплощении − пребывающий в недре Отчем, видел и видит Бога в Его величии и потому в известное определенное время явил Его миру, т.е., с одной стороны, явил людям Бога как любящего их Отца и раскрыл Свое отношение к Богу, − с другой же стороны, Он осуществлял в Своей деятельности намерения Бога относительно спасения людей, и через это, конечно, еще больше разъяснял их. После Христова Воскресения воистину мы можем познать Бога через Христа, который явил нам Себя (А.П. Лопухин «Толковая Библия»).

Светлый вторник

Церковь воспоминает явление Господа Его ученикам, Луке и Клеопе, по дороге в Эммаус (Лк. 24. 12−35).

Несмотря на то, что наступила уже ночь, они тотчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с прочими учениками. Те, в свою очередь, поведали им, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». Но рассказу Луки и Клеопы, как свидетельствует св. Марк (16. 12–13), прочие ученики не поверили. Надо полагать, что их смутили эти непонятные для них явления Господа то тут, то там, невозможные для обыкновенного человека, а также и то, что Он явился эммаусским путникам «иным образом». Вера их не была еще твердой, т.к. они не понимали еще нового бытия Господа по воскресении, не знали свойств Его прославленного тела. Вот почему, когда Он затем является всем им вместе, при закрытых дверях, они принимают Его за призрак. (Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Во вторник Светлой седмицы особо совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Этот торжество установлено в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Вратарница» (Привратница), принадлежит к иконописному типу Одигитрия («Путеводительница»). Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию, он написан евангелистом Лукой.

Светлая среда

В этот день читается отрывок из Евангелия, в котором Господь обращается ко всем Своим последователям, предрекая: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (см. Ин. 1. 35−51).

«Под этими словами Господь подразумевает, что Его ученики духовными очами узрят славу Его, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт. 28. 11–17), через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим. Этим именем Господь часто называет Себя; в Евангелии мы можем насчитать 80 подобных случаев. Этим Христос положительно и неопровержимо утверждает Свое человеческое естество и вместе с тем подчеркивает, что Он − Человек в самом высоком смысле этого слова: идеальный, универсальный, абсолютный Человек, Второй Адам, родоначальник нового, обновляемого Им через Крестные страдания человечества. Таким образом, подобное название нисколько не является лишь уничижением Христа, но вместе с тем выражает Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нем осуществленный идеал человеческой природы, т.е. такого человека, каким ему надлежит быть по мысли Творца и Создателя его − Бога» (Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Светлый четверг

В четверг Светлой седмицы в Евангельском чтении говорится о том, как к Христу пришел фарисей Никодим, которому Господь поведал о рождении свыше, о Таинстве Крещения.

Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел (Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Светлая пятница

Евангелие, читаемое в этот день, повествует о том, как Христос изгнал торгующих из храма, и о том, как Он пророчествовал о Своих смерти и Воскресении (Ин. 2. 12−22).

Евангелист говорит, что в продолжение праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Сам Иисус не вверял Себя им», т.е. не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь «знал всех» как всемогущий Бог, «знал, что в человеке» − что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру (Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

В пятницу Светлой седмицы совершается торжество в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Богоматерь называют Живоносным Источником, ибо от Нее родился Христос − Путь, Истина и Жизнь. В честь обновления (то есть перестройки и украшения) храма в честь этой иконы в пятницу Светлой седмицы совершается праздник и происходит освящение воды.

Светлая суббота

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб − артос. Обычай этот корнями уходит в апостольские времена. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся ученикам, при этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее и в память их, святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется, и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верным.

Антипасха

В восьмой день по Пасхе Церковь вспоминает явление воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился Своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фомина воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Слово «Антипасха» означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе», но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Фоминой неделей этот день называют в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все это время, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Материал сайта "Приходы"