Новости Калужской и Боровской епархии

12 Ноября 2014
11 Ноябрь 2014

Проректор по учебной работе Калужского духовного училища, кандидат филологических наук Волкова Анна Геннадьевна рассказывает о жизни духовной школы.

Расскажите, пожалуйста, коротко о духовном училище: какие существуют отделения, условия приема? Какие дисциплины изучают студенты духовного училища?


Калужское духовное училище имеет два отделения: живопись и хоровое дирижирование, на которых готовят иконописцев и регентов соответственно. Обучение на этих отделениях ведется по государственному стандарту, то есть обучение длится 3 года 10 месяцев и наши студенты изучают все те же предметы, что и студенты, например, музыкального или художественного училища. Студенты-регенты изучают теоретические музыкальные дисциплины, например, сольфеджио, теорию музыки, гармонию, и упражняются по фортепиано, вокалу и дирижированию. Живописцы обучаются не только профильным предметам – рисунку, живописи и композиции – но и другим необходимым дисциплинам: перспективе, цветоведению, истории искусства и многим другим.
Помимо этого все студенты изучают дисциплины общегуманитарного цикла: историю, психологию, иностранный язык, основы философии. Это дает необходимое общее культурное развитие.
Наряду со светскими дисциплинами студенты изучают также Священное Писание, катехизис, литургику, церковнославянский язык; в курсе истории изучается история Русской Церкви. Кроме того, студенты живут полной церковной жизнью – ежедневно молятся, посещают богослужения в кафедральном соборе и в других храмах города, участвуют в церковных Таинствах. Многие студенты, как с регентского, так и с иконописного отделения, несут клиросное послушание – поют в церковных хорах.
В училище принимаются как юноши, так и девушки православного вероисповедания. Калужское училище можно назвать межъепархиальным, так как в его поступают абитуриенты не только из Калужской епархии, но и из епархий других городов и даже других стран. Например, в этом году, по традиции у нас есть поступившие из республики Молдова, также на разных курсах обучаются студенты из Украины.

При таком широком спектре предметов каков преподавательский состав?


Среди преподавателей училища есть и священники, и светские преподаватели. Священники преподают прежде всего церковные дисциплины. Однако литургику, например, преподает не священник, а регент одного из калужских соборов, так как именно регент с богатым опытом может обучить тем тонкостям Устава и службы, которые необходимы руководителю церковного хора. Среди преподавателей отделения живописи много опытных и талантливых педагогов: есть член Союза художников России, выпускница Иконописной школы при Московской духовной академии, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств. На регентском отделении также преподают педагоги со стажем и стремлением к творчеству: студентов обучают выпускники Московского института культуры, Академии имени Гнесиных, Молдавской государственной консерватории, среди преподавателей есть заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Расскажите немного об организации учебной жизни в училище


Собственно сам учебный процесс ненамного отличается от учебного процесса в светском учебном заведении. У студентов по три-четыре пары в день, затем дается время на самостоятельные занятия: для живописцев это возможность доделать работы, для дирижеров – поупражняться в пении или игре на фортепиано. Материально-технические возможности предоставляются: есть мастерские, а музыкальные классы все оборудованы инструментом.
Однако есть и немало отличий от светских художественных или музыкальных училищ. Во-первых, это уже упоминавшаяся церковная жизнь, жизнь в молитве и богослужении. Во-вторых, это послушания, которые проходят студенты: не только на клиросе в качестве певчих, но и, например, на кухне. Но необходимо отметить, что студенты у нас находятся на полном пансионе: общежитие и питание предоставляются абсолютно бесплатно. Поэтому уборка помещений, небольшая работа на кухне – это те обязанности, который каждый из нас выполняет в собственном доме. Училище становится для студентов таким домом.
Такое сравнение – «училище – дом» – тем более справедливо, что обучающихся у нас, как правило, не очень много, поэтому действительно создается домашняя, уютная атмосфера, отмечаются совместно праздники, устраиваются чаепития, концерты и представления. Это способствует и раскрытию и росту творческих талантов.

Для абитуриентов иконописного и регентского отделений необходимы уже при поступлении какие-то профессиональные навыки?


Для отделения живописи, где мы и готовим будущих иконописцев, мы ориентируемся на то, что поступать будут в первую очередь выпускники художественных школ или художественных студий, имеющие достаточный уровень подготовки. Это, конечно, оптимальный вариант: поступающий уже достаточно умеет для того, чтобы приступать к более сложным работам по рисунку и живописи, а также к изучению иконописания, канонической живописи.
Если говорить об отделении хорового дирижирования, где учатся будущие регенты, то есть дирижеры церковных хоров, то сюда желательно поступать, имея образование на уровне музыкальной школы. Это также упрощает дальнейшую учебную и творческую работу: абитуриент, знакомый с азами музыкальной грамоты, будет увереннее чувствовать себя на занятиях и быстрее развиваться в профессиональном плане.
Если же говорить в целом об училище, то можно утверждать, что уровень подготовки абитуриентов очень разный, но с каждым поступившим наши педагоги работают так, чтобы не только передать профессиональные знания, но и за время обучения раскрыть творческий потенциал студента.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов, решивших поступать в училище?


Абитуриенты сдают три экзамена: сочинение, Закон Божий и специальный предмет – для поступающих на отделение живописи это просмотр работ, на отделение дирижирования – прослушивание. Для сочинения всегда дается несколько тем на выбор, при этом все темы так или иначе связаны с Православием, с церковной историей России, с нравственными вопросами. Испытание по катехизису или Закону Божьему нацелено на выявление уровня знаний Священного Писания, основ литургики, основ церковнославянского языка. Это своего рода комплексный экзамен. Подобный экзамен обусловлен спецификой учебного заведения: студентам необходимо осмысленно читать и петь молитвенные и богослужебные тексты на церковнославянском, посещать церковные службы, участвовать в богослужении. Поэтому необходимо, чтобы абитуриент изначально имел представление о церковной жизни, жил этой жизнью.

То есть очень важна воцерковленность поступающего?


Для духовного учебного заведения – и мы здесь не исключение – это очень важная составляющая. Конечно, для поступающего необходима базовая профессиональная подготовка, владение основами музыкальных или художественных знаний, но точно так же важно, чтобы он был человеком церковным или стремящимся к максимально полной церковной жизни, старающимся жить христианской жизнью, старающимся являть собой пример доброго христианина. Воцерковленности абитуриента мы уделяем очень большое внимание.

Ваши пожелания абитуриентам и студентам духовного училища?


Нужно прежде всего стремиться жить и быть со Христом. Пример жизни великих подвижников христианского благочестия должен вдохновлять и поступающих, и обучающихся на подражание им. Необходимо помнить, что без живой церковной жизни невозможно постигнуть всю полноту как иконописания, так и церковного пения. Поэтому помимо стараний и прилежания в учебных занятиях и подготовке к ним мы желаем учащимся своими трудами стремиться служить Господу и Церкви.

***

Волкова Анна Геннадьевна окончила Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Обучается в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия. Преподает в Калужской духовной семинарии и Калужском духовном училище (английский язык, церковнославянский язык).

Контакты:
Адрес: 248000, г. Калуга, ул. Дарвина, 13/33, Калужское духовное училище
E-mail: volk8585@bk.ru, kaluga.du@gmail.com
Сайт: http://kdu-kaluga.ru