Новости Калужской и Боровской епархии

Митрополит Климент совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

18 Января 2019
18 Январь 2019

18 января 2019 года, навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин Великого освящения воды в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: иерей Максим Лихонин – ключарь собора, иеромонах Василий (Скоренко) - проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Феофан (Сурин), иеромонах Иоанн (Король), протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров, диакон Владимир Белоножко.

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия", после чего глава Калужской митрополии вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнили хор Калужской духовной семинарии и хор Калужского духовного училища.

После заамвонной моитвы митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил чин Великого освящения воды в приделе в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери. Затем архипастырь окропил верующих святой водой и поздравил с наступающим праздником Богоявления:

"С детства помню, как торжественно и без суеты отмечался праздник Крещения в нашей семье и в семьях других верующих, живших во времена господства атеистической идеологии. Храмов тогда было крайне мало, за крещенской водой многие приезжали из Москвы, но главной отрадой для всех была возможность помолиться за богослужением в храме. Сначала совершалась Божественная литургия, затем мы внимательно вслушивались в слова чина великого освящения воды, которые звучат всего раз в году — 18 и 19 января. Только потом и снова с молитвой мы ждали своей очереди набрать воды, о снисхождении Святого Духа на которую мы только что горячо просили Господа.

Несмотря на продолжительность службы, не было усталости, раздражения, желания «проскочить» раньше других. Помню ту радость, с которой мы несли святыню домой и с молитвенным пением кропили весь дом. Эта вода хранилась у нас не меньше года. Она очень долго оставалась свежей, ее можно было пить и много лет спустя".

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря было положено начало святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Этот обряд особенной торжественности проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.