Новости Калужской и Боровской епархии

Доклад А.В. Бородиной на открытии пленарного заседания XXI Богородично-Рождественских образовательных чтений

4 Октября 2018
04 Октябрь 2018

Выступление кандидата культурологии, президента Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автора УМК «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», члена Президиума Центрального Совета Всероссийского Общественного движения «Народный собор», члена Союза писателей России Аллы Валентиновны Бородиной на Пленарном заседании XXI Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимое священство,

глубокоуважаемые организаторы и участники Чтений!

Будущее страны, каким оно будет и будет ли вообще, зависит от многих факторов. Образование в их числе является одним из главных. К современному образованию мы слышим множество нареканий. Но если попытаться выделить в современном образовании позитивные для будущего России стороны, то на первом месте, безусловно, следует отметить признание традиционного понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, т. е. определение воспитанию в образовании равноценного положения наряду с обучением. Ещё более важным моментом является утверждение в содержании образования духовно-нравственного направления и выделение его в качестве приоритетного.

И, конечно, очень важно, что основу духовно-нравственного направления составляют традиционные ценности, знания и традиционный религиозный опыт. Ценным достижением современного образования нужно считать и утверждение знаниевой основы в образовании. А мы помним, какой опасности подвергалось образование из-за попыток подорвать ценностно-знаниевый подход, особенно в духовно-нравственном направлении. Теперь уже не оспаривается утверждение К. Д. Ушинского о том, что образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, фундаментом которого являются знания. У этого здания есть много этажей, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Все эти положительные завоевания современного образования изначально использовались в главной составляющей духовно-нравственного направления – курсе «Основы православной культуры». Курс ОПК, как только появился, сразу вышел за рамки учебного курса, он стал решать важнейшую социальную функцию в обществе – объединяющую. Через систему образования, через ребёнка, соединились интеллектуальные, духовные, социальные интересы самых разных слоёв населения, самых разных возрастов, самых разных сфер деятельности. ОПК стали формой постоянного и систематического взаимодействия Церкви со школой и с государством, формой плотного сотрудничества, сотворчества, соработничества педагогической и родительской общественности с молодёжью в образовании – в этом целесообразно организованном процессе социализации каждого из его участников, каждого человека. Эта форма единения становится всё более актуальной в условиях нарастания проблем по выживанию, прогрессирующей безработицы, обнищания народа, неприятия внутренних реформ и ханжеской направленности внешней политики, что приводит к отчуждённости в социуме, снижению гражданской ответственности.

Просмотрев программу Чтений, я не могла не заметить, что практически все темы мероприятий Программы раскрываются для детей в ходе обучения ОПК, то есть дети, а через них и родители, уже были подготовлены к осмыслению вопросов, поставленных ныне в формулировках мероприятий Чтений (Свобода и ответственность. Культура. Язык. Вера. Семья Царственных страстотерпцев как носитель культурной и духовной традиции. Русская культура – хранитель веры и языка русского народа. Древние монашеские традиции и современность. Роль Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. Сохраним создание Творца. И др).

Тема «Сохраним создание Творца» меня особенно заинтересовала, поскольку в ней заложена деятельностная установка. Не знаю, о чём будет говориться на круглом столе по теме «Сохраним создание Творца», но, судя по направлению «Взаимодействие Церкви по защите окружающей среды», речь пойдёт об экологии. А наши дети и педагоги, изучая ОПК, конечно, знают о том, что венцом Божественного творения является человек. И именно его погибельное состояние ведёт к глобальной экологической катастрофе. И что спасать в первую очередь нужно самого человека, его душу, его способность к жертвенной любви, состраданию, его желание созидать, готовность с ответственностью принимать возвышенную мотивацию в деятельности и в выборе своего жизненного пути.

Религиозная грамотность воспитание чувства ответственности нужны не только для спасения в вечности. Без этих качеств отечественная культура не имеет перспектив. А либеральный курс невозможен для России, поскольку в ней всё искони держится на жертвенной любви и служении Высшему Идеалу – Христу. Ради Него и происходят все культурные гражданские свершения. Для России полезными могут быть лишь технологические, промышленные западные достижения.

Вся история России состоит из примеров победы духа отдельных личностей, как рядовых тружеников, так и представителей элиты, которые с пелёнок воспитывалась отдавать жизнь «за веру, царя и Отечество». Либеральный дух, правда, периодически разлагал верхи, элиту и лишал народа доверия к ним. Но, осознав падение, как правило, под Божием бичом, стоя, казалось бы, у последней черты, народ всё-таки находил в себе силы вернуться к нравственной организации жизни в русле отечественных традиций, свободы Отечества от внешнего духовного и политического рабства. Это проявилось не только во времена иностранных интервенций и войн. Это проявлялось в разные исторические периоды в разных условиях. И представители элиты, и простой народ были способны к подвигам и проявлению заботы о своём народе.

К примеру, эпидемия чумы 1770–1772 гг., пришедшая в Москву через Молдавию и Украину с турецкого фронта во время русско-турецкой войны, и чумной бунт. Чума не раз появлялась на границах Российского государства, но редко достигала внутренних районов. Но в августе 1770 г. «черная смерть» достигла Брянска и вскоре появилась в Москве. Началась паника, вся жизнь в городе была парализована. Ежедневно умирало более тысячи человек. Мертвецов выкидывали на улицы. Некому было убирать трупы, мертвецами были завалены дома и улицы. Генерал–губернатор П. С. Салтыков, уехал из Москвы, за ним покинули свои посты и другие градоначальники. Город остался без власти, к мору добавилось мародёрство, а потом и бунт, когда был зверски убит Московский архиепископ Амвросий, запретивший молебны перед Боголюбской иконой Божией Матери. Религия всегда была в центре: по Божественному промыслу народ осмысливал события, у Бога и Пречистой Богородицы искал защиты и испрашивал сил. Прерывать этот источник жизни или хотя бы препятствовать на пути к нему в России нельзя.

Спасать Москву прибыл 21 сентября (2 октября) 1771 г. Григорий Орлов, и по нему в С-Петербурге готовили служить панихиду. Но сила духа его была такова, что он не только не заразился, хотя обходил все лечебницы, но и вернулся победителем этого страшного бедствия. Ему удалось принять меры по прекращению эпидемии, подавлению бунта и установлению порядка. В память подвигов Григория Орлова Екатерина II воздвигла в Царском Селе мраморные ворота с надписью «Орловым от бед избавлена Москва» и повелела отчеканить медаль, на которой были выбиты надписи: «Россия таковых сынов в себе имеет» и «За избавление Москвы от язвы в 1771 году». Медали Орлов мог вручать тем, кого он считал достойным награды.

Великие правители и граждане создавали великую Россию – не только огромную, но духом мощную, традиционными ценностями крепкую, культурой богатую. И продолжается это созидание, пока есть ещё люди, верные Отечеству, способные относиться к нуждам России, как своим личным, и поступать не как удобно, как Богу угодно. Подчеркну; к нуждам, а не богатству. Владимир Креститель, Иван Калита, Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. созидали и сохраняли Отечество, а не распиливали его. Когда заканчивается жертвенность, уходит и разум, прекращается разумность политики, разумное устроение мира.

Начало нынешнего века, во многом благодаря культурологическому курсу ОПК, было наполнено интенсивным духовным, религиозным просвещением, что сыграло очень важную роль в возрождении духовных ценностей и привело к существенному изменению культуры в целом. Общество смогло значительно подняться в своём культурном и духовном развитии по сравнению с 80-ми и 90-ми годами прошлого века. В язык возвращается духовная лексика. Нынешнее внешнее состояние культуры в России уже совсем иное. Но почему же так неспокойно в обществе? Почему сегодняшнее состояние характеризуется как апокалиптическое?

Отсутствие веры и ответственности перед Богом – главная тому причина. Людей, которые назвали бы себя неверующими, практически нет. Массовое признание реальности и укоренённости православия в нашей культуре произошло, и это уже ни у кого не вызывает сомнений. Однозначно религия стала важной частью нашей внешней культуры. Но вера как ощущение реальности Божественного присутствия и необратимости действия духовного закона, видимо, всё-таки явление редкое. Осознание духовной ответственности – явление редкое. Хотя ещё встречается. 6 августа мы чествовали Владимира Николаевича Осипова в связи с его 80-летием. И все гости благодарили юбиляра за то, что он есть, непоколебимый в своём служении истине, в верности православию и преисполненный любви к Отечеству.

Обрести веру, этот Божественный дар, дар спасительный и целительный для души и тела, дар, формирующий духовную мотивацию к ответственности, укрепляющий дух человека, – вот эта мечта, осуществление которой позволило бы значительно оздоровить общество и обеспечить ему существование в будущем.

ОПК только с 2002 года начинали свой путь как учебный курс с учебными пособиями. И вскоре они стали делать первые шаги к форме углублённого многолетнего систематического образования и получили довольно широкое распространение. Но 2009 год резко изменил ситуацию к худшему. В регионах педагоги вспоминают, какие меры принимались к прекращению систематического многолетнего курса ОПК, поскольку по политическим соображениям планировалось всё свести только к ознакомительному курсу ОРКиСЭ по шести модулям. Поэтому ОПК в форме систематического многолетнего образования в школах смогли сохранить только очень мужественные педагоги и дальновидные руководители. Это и сейчас редкие островки в России.

Дети, которые сейчас обучаются здесь, в России, по систематическому многолетнему курсу ОПК, представляют собой тот золотой фонд, который может составить действительно достойную элиту, способную служить обществу не за страх, а за совесть, стоять за правду, заботиться о народе, относиться к другому, как к самому себе.

2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтёра). И это праздничный год для Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры». Именно добровольческими общественными силами этого некоммерческого общественного образования уже четырнадцатый год (с 2005 года) в труднейших условиях осуществляется этот очень сложный проект «Основы православной культуры».

Учебное пособие для 1 кл. выдержало 8 изданий.

Учебное пособие для 2 кл. – 7 изданий, Рабочие тетради для 2 кл – 8 изданий.

Учебное пособие для 3 кл. – 8 изданий.

Учебное пособие для 4 кл. – 7 изданий.

Учебное пособие для 6 кл. – 8 изданий.

К проекту подключалось несколько коммерческих издательств, но не смогли его вести в силу нерентабельности и политического давления. Издательства не плохие, просто коммерческие организации функционируют по другим законам, и тираж, например, 3 тыс. – считается убыточным; а разработка нашего проекта требует даже эксклюзивных изданий – по 10–20 экз. Поэтому проект возможен исключительно при участии добровольцев, способных безвозмездно трудиться, оказать помощь в любое время суток, браться за совершенно новое для них дело.

Несколько слов хочу сказать о современном культурном творчестве. Благодаря распространению евангельского содержания лексика и понятийный аппарат наших современников значительно обогатился, стали более доступны духовные смыслы, которые вкладывают художники в свои произведения. А религиозные темы всегда питали творчество наших соотечественников, которые стремились отразить то, что волнует их и чем живёт общество. Сегодня общество пребывает в ожидании апокалипсиса. Воздвигаемая очередная вавилонская башня может стать последней. Поскольку человечество, лишённое свободы выбора и отказавшееся от духовной ответственности, теряет образ Божий, и мир заканчивает свой путь.

Один замечательный поэт, наш современник, Алексей Шорохов так выразил не только свои ощущения, но и сегодняшнее состояние культуры:

И есть великих сроков череда,

Когда под знаком славы и беды

Пред тем, чтобы угаснуть навсегда,

Качает сад тяжёлые плоды.

Но он же говорит и том, что есть «сердца, поющие в предчувствии зимы». Наверное, это мы с вами, глубокочтимое священство, дорогие педагоги. До последней минуты нам предназначено нести разумное, доброе, вечное. И я желаю вам всем успехов, ибо только через призму вечности человек, общество и государство вполне оправдывают своё назначение.

Благодарю за внимание!