Новости Калужской и Боровской епархии

Н.О. Криволуцкая: "Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию"

2 Февраля 2018
02 Февраль 2018

Выступление Криволуцкой Наталии Олеговны на Секции «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии» в рамках конференции «Православное образование. Аспекты регионального опыта» по I направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Криволуцкая Наталия Олеговна - заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново» Боровского района Калужской области, руководитель РМО учителей ОПК, лауреат I этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2015 г., 2017 г.

26 января 2018 г., Храм Христа Спасителя

В настоящее время роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к «Основам православной культуры» (далее – ОПК) как базовому нравственному содержанию только возрастает. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Духовные и нравственные ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье всем укладом её жизни. Но в современных условиях после долгого времени гонений на Церковь наиболее системно и последовательно духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе ценностей отечественной культуры происходит в сфере образования. Вот почему именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьника, насыщенная духовно-нравственным содержанием.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит им жизнь. В связи с этим, перед нами – педагогами стоит задача воспитать вместе с семьей наших школьников интеллектуально развитую личность будущего гражданина России с душой, наполненной истинной духовной энергией Православия, скрепляющей народ России на протяжении веков. Такая задача ставится в нашей школе потому, что мы живем на благословенной земле Калужской, где Православием во все времена укреплялись проживающие здесь люди, где и сейчас Русская Православная Церковь вносит огромный вклад в развитие как всего региона, так и в развитие сферы образования, сориентированной на духовно-нравственное направление как ключевое в воспитании, развитии и социализации подрастающего поколения.
Система школьного образования сегодня может и должна помочь ребенку совершенствовать самого себя, опираясь на нравственные ценности, которые базируются на религиозных ценностях. И не случайно в нашем государстве выбран ориентир на то, чтобы эта система охватывала все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть – урочную деятельность. С 2012 года во всех учебных заведениях ведётся учебный комплексный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Данный предмет даёт возможность детям по выбору их родителей, независимо от воспитания и уровня образования родителей, ознакомиться с тем стержнем русской культуры, с той великой духовной и исторической традицией России, наследниками которой они являются по гражданству.
Не могу не подчеркнуть, что у учителей Боровского района Калужской области возможность приобщения своих учеников к изучению основ православной культуры как историко-культурологической дисциплины с четким нравственным содержанием появилась значительно раньше введенного ФГОС комплексного предмета ОРКСЭ и духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности. Помню, как 12 лет назад в декабре 2006 года впервые взяла в руки учебные пособия Аллы Валентиновны Бородиной на первом её вводном семинаре, организованном отделом образования администрации Боровского района на первом этапе реализации муниципального проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» (автор Т.В. Анохина).
С радостью в очередной раз искренне благодарю и администрацию нашего района, и заведующего отделом образования администрации Людмилу Сергеевну Силаеву, и автора проекта очень значимого для всех нас – Тамару Викторовну Анохину за то, что они нас очень вовремя направили, помогли с учебными пособиями, курсовой подготовкой учителей, всячески поддерживали работу по духовно-нравственному возрождению нашей традиции для воспитания на её основе нашего подрастающего поколения.
Сейчас педагоги хорошо понимают, что без знания основ православной культуры для ребенка многое в нравственном поведении и в нравственном содержании классической литературы остается непонятым из-за отсутствия поименованного Живоносного Источника нравственности. Не буду скрывать, что такое понимание педагогами подлинного источника нравственности формировалось годами. Понадобилась самообразование учителей и системная работа с педагогами: ученых, методистов, священнослужителей. Каждый учитель, не спеша, а внимательно прочитывал с карандашом в руке каждое учебное пособие и рабочие тетради целостного Учебно-методического комплекта Аллы Валентиновны Бородиной. Не раз и не два пришлось с коллегами обсуждать те или иные наиболее эффективные методические приемы, обеспечивающие ценностно-знаниевый подход к преподаванию ОПК. Неоднократно просматривались и обсуждались видеофрагменты уроков ОПК. И постепенно мне и другим моим коллегам открылась красота духовной традиции Православия. Многие педагоги стали прихожанами наших храмов. И мы теперь помогаем другим стать обладателями духовно-нравственного, культурного наследия России. Мы помогаем не только детям, а и родителям через их собственных детей сформировать правильное отношение к нашему государству и её истории, помогаем им ощутить себя не чужаками и «Иванами, не помнящими родства», не иностранцами в собственной стране, а полноценными гражданами великой России.
Предмет «Основы православной культуры» как никакой другой даёт возможность по-настоящему понять истоки, язык, культуру России. Это то, что просвещает и объединяет нас, нравственно обогащает и возвышает. Роль учителя в этом процессе огромна!
Для участников Международных Рождественских образовательных чтений, приехавших из других регионов, будет интересно узнать, что в нашем регионе занятия по изучению «Основ православной культуры» вызывают интерес не только у детей православного вероисповедания. Это видно на примере школы, в которой я работаю. Приведу данные из социального паспорта нашей школы.
Русские составляют 35 % обучающихся школы; цыгане – 23 %; таджики – 12 %; узбеки – 9 %; молдаване – 8% и по 1-4 % соответственно – армяне, азербайджанцы, гагаузы, украинцы, дагестанцы.
Несмотря на многонациональный состав обучающихся все ученики нашей школы с 1 по 8 класс по выбору своих родителей изучают курс ОПК. Как такое возможно? Это результат системной работы с родителями всего нашего педагогического коллектива. И это может быть темой отдельного неспешного разговора в рамках последующих Чтений. Но практика наша свидетельствует, что изучение курса ОПК по УМК А.В. Бородиной способствует укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур.
Нам здорово помогают районные и региональные мероприятия, которые давно и систематически проводятся в Калужской области, где с 2015 года принимается на Координационном совете при духовно-нравственном воспитании детей и молодежи при Правительстве Калужской области Единый план празднования в Калужской области памятных дат российской истории, в котором первым праздником указано Рождество Христово, а также включены мероприятия по дружбе всех народов нашей многонациональной страны.
Для меня стала удивительным открытием заинтересованность детей, прибывших к нам из стран ближнего зарубежья, в участии в районных фестивалях «Вифлеемская звезда» и «Пасха Красная». Конечно же, в школе проводятся Дни дружбы народов. Но важно, что дети других национальностей с огромным интересом и желанием читают православные книги и активны в мероприятиях православного содержания. Яркий пример их участия в Неделе православной книги, которая в Калужской области повсеместно проводится, вдохновил и другие школы позаимствовать наш опыт.
Роль учителя в духовно-нравственном становлении личности школьника огромна. А роль первого учителя, учителя начальных классов, тем более. От его мировоззрения, от его уровня культуры и методического мастерства зависит какие ценности он передает детям в учебно-воспитательном процессе и в повседневной жизни. Педагог воздействует на детей своим поведением, всем своим обликом. Православная культура, став достоянием ума и сердца самого педагога, позволяет ему познакомить с её сокровищами и своих учеников. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.
С годами убеждаюсь, что создание в школе оптимальных условий для того, чтобы дети присвоили нравственные ценности и укрепились духовно, – процесс длительный. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Здесь очень важна вовлеченность в формирование подлинно культурной среды школы всех участников образовательных отношений. Но реальный результат в поведении детей достигается обязательно.
Все учителя, преподающие «Основы религиозных культур и светской этики» прошли курсовую переподготовку в ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования». Ряд учителей повысили квалификацию по преподаванию ОПК во внеурочной деятельности.
Особую важность для каждого учителя, реализующего курс ОПК, приобретает совместный труд педагогов муниципальной школы и священнослужителей: совместно проводятся мероприятия, совершаются паломнические поездки по святым местам, готовятся и проводятся Образовательные чтения, конференции, круглые столы, семинары. Оправдали себя школьные и районное методические объединения учителей по основам православной культуры, особенно когда заседания и подготовка к ним проходят при активном взаимодействуют с духовенством. Тогда это становится не только площадкой для обмена опытом, но и местом, где можно получить ответы на те вопросы, на которые пока у самих учителей ответов нет. В Боровском районе такое методическое объединение учителей ОПК существует с 2006 года. Оно было создано на I этапе реализации муниципального проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».
В настоящее время мы практикуем проведение совместных заседаний РМО учителей начальной школы и учителей ОПК. На протяжении четырех лет такая форма проведения помогла учителям начальной школы избежать ошибочного мнения, что ОПК нужно вести лишь как модуль учебного предмета ОРКСЭ в 4 классе. В настоящее время в школах Боровского района расширилась внеурочная деятельность с 1 класса, а это значит, что каждый педагог получил возможность строить всю воспитательную систему своего класса опираясь на основы православной культуры, представленные в УМК А.В.Бородиной канонически выдержанными, включая тексты Евангелия, а значит нравственное ценностное содержание, которое заповедовал нам Господь.
По милости Господа в моей жизни состоялись деловые поездки по нашей стране с опытом не только моей работы, но и опытом Боровского района и Калужской области. Радость общения с педагогами, преподающими курс ОПК в Горно-Алтайске, Тульской, Московской и Владимирской областях, в городе Гомеле Республики Беларусь, каждый раз укрепляет меня в правильности нашего подхода к преподаванию в школе ОПК по УМК А.В.Бородиной, придаёт сил в дальнейшей работе. Профессиональный диалог с педагогами разных регионов, со священнослужителями разных епархий и сейчас помогает мне участвовать в Образовательных чтениях разного уровня, разрабатывать творческие проекты и программы. Одна из программ – Программа воспитания и социализации младших школьников «Счастливы вместе» с использованием УМК А.В.Бородиной, апробированная мною в 2012-2016 гг., была представлена перед началом работы данной секции.
В заключение хочется напомнить, что от учителя зависит заказ общества на ОПК как нравственное содержание. А для этого современный учитель должен быть, прежде всего, нравственным, культурным, укорененным в отечественной традиции. Нужно помнить, что главным качеством учителя, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь.
Именно любовью, доброжелательностью, искренностью и сердечностью отличаются замечательные современные площадки диалога педагогического сообщества и Русской Православной Церкви по ключевым вопросам современного образования. Образовательные чтения, методические семинары, форумы в Православном молодежном центре Калужской епархии «Златоуст» – это прекрасная возможность тесного, а главное – продуктивного общения с коллегами, учеными и священнослужителями. Такие встречи дают возможность понять, какие в каждом регионе особенности, а чаще трудности, есть на пути педагогов, приобщающих детей к основам православной культуры. Вернувшись домой, рассказывая своим коллегам об опыте других регионов, благодарю Бога за то, что живу на благословенной Калужской земле.
Убеждена, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят православные ценности, родной язык, самобытную культуру, историческую память о своих предках, об истории своего Отечества, как такое незыблемое основание, на котором созидательная деятельность нашего молодого поколения устремляется в будущее.