Новости Калужской и Боровской епархии

Доклад А.В. Бородиной на открытии пленарного заседания XX Богородично-Рождественских образовательных чтений

1 Октября 2017
01 Октябрь 2017

Выступление кандидата культурологии, президента Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автора УМК «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», члена Президиума Центрального Совета Всероссийского Общественного движения «Народный собор», члена Союза писателей России Аллы Валентиновны Бородиной на Пленарном заседании XX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимое священство,
глубокоуважаемые организаторы и участники Чтений!

От лица коллектива Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» позвольте приветствовать вас, поздравить с Юбилеем Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии и пожелать плодотворного совместного труда по духовно-нравственному просвещению граждан России и объединению общественных сил и административных ресурсов нашей страны для её успешного процветания и для укрепления общества, государства и Православной Церкви!
На наших Богородично-Рождественских образовательных чтениях всегда важное место отводится проблеме качества школьного и дошкольного образования, которое невозможно без изучения тем, связанных с ролью Православной Церкви в формировании культуры нашей страны. Сегодня мне хотелось бы подчеркнуть значимость религиозного и социокультурного опыта в процессе формирования личности гражданина России и мира в отечественном образовании.
История России XX столетия в очередной раз заставила убедиться в неразделимости религиозного и социокультурного опыта: социокультурный опыт, во-первых, опирается на религиозный, а во-вторых, он может быть проанализирован и осмыслен исключительно через соотнесение его с религиозными традициями и знаниями.
Не только осознать пережитые Россией события в этот период, но даже изложить их исторически или описать художественно невозможно без учёта религиозно-исторической концепции православной государственности в России, её духовной самобытности и вселенского мессианства. «От неё (веры) зависит не только блаженство будущей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ», – писал святитель Филарет.
И для России всегда были важны обе позиции: 1) Россия для себя со всеми своими национально-религиозными задачами и идеями и 2) роль России в мире. Причём роль России в мире тем более значительна, чем больше Россия укрепляет себя внутренне – создаёт условия для духовного роста и развития интеллектуального и творческого потенциала граждан.
Сегодня каждый педагогический коллектив создаёт концептуальный документ школы «Модель выпускника школы». В формулировках этой модели обязательно присутствуют позиции «гражданин России» и «гражданин мира». То же заложено в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Эта, казалось бы, абсолютно светская характеристика личности предполагает передачу школьнику социокультурного опыта предшествующих поколений нашего народа. А социокультурный опыт неотделим от религиозного по определению понятий «социум» и «культура». «Социум» – это не абстрактная категория, а общество личностей, объединённых общими традициями (следовательно, обязательно и духовными), языком (а он сам по себе является носителем религиозных понятий, вышедших из религиозного опыта), а также нравственным законом и гражданским законодательством, которые исторически создавались на основе религиозного опыта народа и закрепляли практику межличностных отношений с позиции христианской морали. И слово «культура» происходит от слова «культ» (почитание Бога) и на любом этапе развития включает мировоззренческую платформу созидателей этой самой культуры. И даже Кодекс строителей коммунизма и вся социалистическая мораль была выстроена на Законе Божием и представляли собой концепцию создания общества по понятиям христианской морали, в основе которой лежит Жертвенная Любовь. Религия – есть источник нравственных норм, морали даже светского общества. И именно обращение к многовековым традициям и ментальности русского народа, использование евангельского учения о равенстве всех, независимо от национальности, расовой принадлежности, пола, обеспечили успехи социалистического государства во всех областях, позволили сплотить народы и научить граждан относиться к окружающим, к ближнему, как к самому себе, т. е. по Золотому правилу нравственности, принятому во всём мире за эталон межличностных отношений. Хотя нельзя не напомнить, что большим минусом социалистического государства было ослабление религиозной практики и отсутствие религиозного образования. Держаться только на административных рычагах управления и контроля нравственность не может. Мотивация «быть хорошим перед людьми» имеет свои пределы. И, если человек не допускает Божественный контроль и Божественную помощь в своём совершенствовании, то личность как система, предоставленная сама себе, разрушается, разлагается под действием личных недостатков и примеров извне. Мы уж не будем касаться вопросов вечности (это дело воли каждого), но, говоря о перспективах развития государства и общества, нужно признать, что это приводит к опасным для социума последствиям, потому что разрушает способность человека к правдивости, искренности, честности и является именно той почвой, на которой произрастают такие общественные недуги, как взяточничество и коррупция, казнокрадство, малодушие, подхалимство и др., которые пустили глубокие корни во всех социальных слоях и стали национальным бедствием. Но особенно опасно это для государственного аппарата, структур власти, управления. Ничего нового я не говорю, это очевидная истина, известная всем и постоянно подтверждаемая жизнью, историей. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре», – помним мы со школьной скамьи цитату Вильяма Шекспира, а также можно привести целый ряд высказываний других гениальных писателей и мудрецов и найти подтверждение тому в творчестве всех народов. Не мы в этом смысле такие особенные и склонные ко грехам, а всё человечество такое, поэтому святые, понимая цену спасения души, избегали власти. Каким бы не был строгим внешний контроль, он не может обеспечить качество личностного развития, а лишь, в лучшем случае, может способствовать изменениям внешних поведенческих характеристик. Причём это может быть стимулом к коварству, лицемерию и ряду новых недугов.
Но вернёмся к нашему современному образованию и воспитанию. Понятия «гражданин России» и «гражданин мира» не противостоят друг другу, а означают гражданство в мире личности выпускника школы, прежде всего, как гражданина и патриота России, достойного представителя русской культуры. Хотя в 90-е годы XX столетия делалась попытка передёрнуть эту задачу формирования личности с ущербом для понятия «гражданин и патриот России». Формальное право на передвижение по всему миру старались перевести в ложное концептуальное положение школьного воспитания и образования. Это был один из механизмов целой системы формирования мотивации к эмиграции молодёжи, особенно талантливой и перспективной.
Поэтому правильное формирование установок на приоритеты чрезвычайно важно и всегда актуально. В настоящее время ФГОС и Модель выпускника школы (гимназии, лицея) ставят задачи формирования личности выпускника в правовом отношении и концептуальном отношениях правильно. Научная педагогическая и культурологическая основа здесь может быть только одна применительно к государственным, муниципальным, общественно-государственным школам – «гражданин и патриот России и гражданин мира». Человек, получивший образование и воспитание, всегда и везде должен оставаться гражданином России. Это неотъемлемая характеристика личности. Другое дело – как осуществить эти задачи? То есть нас интересует содержательная и методическая сторона этого вопроса.
Конечно, выполнение этих задач возможно исключительно через передачу социокультурного, религиозного и исторического опыта, в том числе опыта утрат и приобретений XX столетия. Как очень точно выразился Карл Ясперс: «История – то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным». Только через призму вечности можно понять то, что происходило в XX веке, с самого начала, с безверия и обновленчества, предательств и разрушений общественных укладов, нравственных норм, братоубийственной войны, хаоса, Великой Отечественной войны, и далее – это постепенная гармонизация всей народной жизни, переход к восстановлению нравственных норм, созиданию культуры, образования и т. д., и затем – снова крушение идеалов, уничтожение идеологической основы государства и общества, разрушение экономики и управленческих традиций и т. п., и снова – переоценка ценностей и поиск спасительных путей гармонизации общества и развития культуры. Что это было? Как это понять? Есть ли какие-то смыслы во всём этом, или это только непреодолимой силы вражеские происки? На эти вопросы можно найти ответы в духовном опыте праведников. Это тоже социокультурный опыт, причём высший опыт и высшее знание, не только в области спасения, но и социальной психологии.
«...Нужно знать, – что все люди искушаются по трём причинам: по большей части для испытания, иногда для исправления, нередко для наказания за грехи». «Во время искушения», как считают отцы Церкви, «выказывается достоинство верного». Такое понимание истории, культуры и социального опыта позволяет более глубоко осмысливать их и понимать внутренние, он нас зависящие причины многих событий и их последствий. «Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи», – учит святитель Василий Великий.
В этом смысле прошлый век, полный драм и трагических утрат, дал нам потрясающего значения опыт, в том числе опыт мученичества и исповедничества, оставил такой опыт, такое духовное наследие, которое не просто соединило, но спаяло воедино религиозный и социокультурный опыт России, что привело нас к осознанному отношению к Церкви, к религии, к духовной культуре. А главное – убедил, что государство, которое не создаёт и не поддерживает условий для проявления воли граждан России ко спасению и сохранению Православия, со всей его евангельской глубиной, верностью апостольским традициям и укоренившейся обрядовостью, не устоит, как не устояла в своё время великая Византийская цивилизация.
Для передачи этого религиозного и социокультурного опыта необходима религиозная составляющая к историческому блоку. Но Закон Божий стал одной из утрат XX века. И уже в 90-е гг. XX столетия появился, был официально и успешно апробирован в Москве и получил распространение по всей России и за рубежом новый предмет «Основы православной культуры», который на современном уровне, с учётом всех правовых норм, позволяет всем детям постепенно расширять свои представления о религии, Православной Церкви, осваивать социокультурный опыт, являющийся важным фактором формирования личности гражданина России и мира.
И в заключение хочу напомнить о страницах отечественной и всемирной истории и социокультурном опыте, связанном с духовным просвещением, правда, страницах более древних, нежели XX столетие. Вы помните, как крестя свой народ, первое, на что устремил своё усердие князь Владимир, было просвещение народа, создание училищ, где молодёжь обучалась грамоте и духовности одновременно. И, конечно, помните страницы истории Западной Церкви, когда было запрещено читать населению Священное Писание даже на латинском языке, а быстрое массовое насаждение католической религии при отсутствии систематического просвещения сопровождалось многовековой борьбой с ересями, религиозными войнами, уносившими жизни новообращённых христиан сотнями и тысячами. Эта ситуация привела к созданию инквизиции и осталась в истории позорнейшим и злейшим опытом самоуничтожения христианского общества. Знание этого опыта – общее, в том числе и наше, достояние, забывать о котором нельзя. В человеке заложено стремление к духовным высотам, к идеалу, истине, и система образования должна создать условия для того, чтобы этот социокультурный и религиозный опыт был достоянием общества, дабы не повторять уже имевшихся ошибок и потрясений. Обществу нужно постоянно учиться жить в мире и гармонии, в любви и согласии, а для этого нельзя терять из виду духовных высот.

Благодарю за внимание!