Новости Калужской и Боровской епархии

Доклад Е.Г. Балашовой на открытии пленарного заседания XX Богородично-Рождественских образовательных чтений

19 Сентября 2017
19 Сентябрь 2017

Доклад Е.Г. Балашовой, сотрудницы Синодального ОРОиК РПЦ МП на открытии пленарного заседания XX Богородично-Рождественских образовательных чтений. Тема доклада: "О новомучениках и исповедниках Церкви Русской".

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство дорогие отцы, братья и сестры!

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской постепенно входит в нашу жизнь, мы начинаем все больше узнавать не только об их страданиях и исповедании Христа, но и о глубине и красоте их веры. Своей кровью и своими страданиями они свидетельствовали не только о своей личной верности Христу, но и о Самом Христе как неотъемлемой части нашей жизни, как Самой Истине и Жизни.

Важно рассказывать о подвиге новомучеников детям и подросткам, чтобы они воспитывались на примерах новых святых Земли Русской, учились на этом примере любви к Богу и Его Церкви, верности и стойкости, умению видеть Бога и быть с Ним в любых испытаниях.

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации были подготовлены Методические материалы по проведению занятий,
посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Конечно, они появились не на пустом месте, потому что мы уже видели работы разных авторов – педагогов, священников, которые мы рецензировали, редактировали и, с одной стороны, обратили внимание на некоторые общие черты в этих работах, а с другой – на то, чего, на наш взгляд, не хватало у других авторов, чтобы сделать программу цельной, интересной для детей и более полно раскрывающей христианский подвиг святых ХХ века.
Программа призвана сформировать целостное представление о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви. Каждая из предлагаемых тем может быть рассмотрена, в зависимости от возможностей педагога, в рамках одного или нескольких занятий, причем предполагается, что это будут не обычные фронтальные уроки, а занятия, которые будут проводиться с использованием методов музейной педагогики, которые позволяют обратиться к источникам, архивным материалам, подтверждающим подлинность исторических событий, соприкоснуться с тем временем. Сложнейший по его трагическому накалу период в истории России должен предстать перед детьми как период испытания мужества, веры, любви, упования на милость Божию, как время искреннего покаяния и смирения перед судом Божиим за отступление от Бога, потерю веры, столь распространенные в России в преддверие революционных событий.

Одной из важных, на наш взгляд, и редко используемых деталей при проведении занятий на исторические темы стало включение в план занятий чтения отрывков из художественных произведений, которые всегда лучше и легче воспринимаются детьми, помогает создать особую атмосферу занятия, сделать его более проникновенным, помочь детям прочувствовать, пережить то время, извлечь уроки подлинно человеческих отношений.

Краткая хрестоматия, которая дана как приложение к Материалам, составляет большую часть пособия. В хрестоматию вошли произведения той эпохи, пронизанные любовью к России и православной вере, а также произведения современных авторов, обращенные к теме исповеднического подвига Русской Православной Церкви. Среди авторов:
– мученица Татиана Гримблит, писавшая проникновенные стихи о вере, 23 сентября 1937 г. она была расстреляна на Бутовском полигоне;
– священник Анатолий Жураковский, расстрелянный в местечке Сандрамох Архангельской области в 1937 г.;
– Великий князь Константин Константинович Романов, как поэт писавший под псевдонимом «К.Р.»; трое его сыновей – Иоанн, Константин и Игорь – были убиты большевиками под Алапаевском 18 июля 1918 года вместе с преподобномученицей Елисаветой Федоровной,
– князь Владимир Палей, также погибший в алапаевской шахте;
– Пьер Жильяр, наставник Цесаревича Алексия, сопровождавший святую семью вплоть до Екатеринбурга;
– Василий Никифоров-Волгин, расстрелянный в декабре 1941-го;
– поэт Сергей Бехтеев, лично знавший семью императора Николая II, прошедший фронта Первой мировой и Гражданской войн, эмигрант первой волны;
– Иван Шмелёв, переживший ужасы красного террора в Крыму, расстрел сына, голод, умерший в эмиграции в 1950 г.;
– монахиня Игнатия (Петровская), духовное чадо старца Высоко-Петровского монастыря преподобномученика Игнатия (Лебедева), тайная монахиня, церковный гимнограф и доктор медицинских наук, почила в 2004 г.
и многие другие.

Мы знаем, что эта хрестоматия, как и Методические материалы в целом уже используются в епархиях при подготовке к проведению занятий, посвященных новомученикам. Конечно, и сами педагоги могут дополнять предлагаемый материал произведениями как общеизвестными, так и относящимися непосредственно к их региону, в том числе местных авторов, знакомство с творчеством которых станет еще одним шагом в соприкосновении учащихся не только с историей, в том числе историей святости, но и с культурой малой родины.

В материалах дан пример организации одного занятия, общий план проведения занятий, примерная программа, состоящая из 8 занятий. Обращено внимание на нравственные понятия, которые могут быть раскрыты в контексте рассказа о житиях святых новомучеников, что очень важно при работе с детьми. Методические материалы (авторы: Балашова Е.Г. и Шестакова С.М.) размещены на сайте Синодального ОРОиК (пройти по гиперссылке: https://pravobraz.ru/razrabotany-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-zanyatij-posvyashhennyx-podvigu-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-v-obrazovatelnyx-organizaciyax/).

Мы должны помнить, что рассказываем не об истории умерших людей, а о тех, кто и сейчас жив, кто своим подвигом любви и веры стяжал вечную жизнь и молится о нас у Престола Божия. Этот момент принципиально важен – дети должны понимать, что мы говорим не о мертвых, но о живых.

И в заключении хочу обратиться ко всем педагогам, которые проводят занятия не только по основам православной веры, но и по основам православной культуры – мы не должны забывать о том, что наша вера и наша духовная культура неразрывно связаны с молитвой, и если мы не побоимся явить свою веру и обратимся к нашим святым: «Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!», – то это будет той живой частью нашего исповедания, которая скажет детям больше, чем многие слова об истории.

Спасибо.