Новости Калужской и Боровской епархии

Изнесение животворящего Креста Господня: история и традиции праздника

10 Августа 2020
10 Август 2020

14 августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. По преданию, праздник пришёл к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью Креста освящали воду для отвращения болезней. По церковному Уставу Изнесение честных древ животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства.

Русское название праздника «происхождение» (? ??????? ??? ?????? ???????) — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название добавлено слово «изнесение» (церковно-славянск.), что означает «вынос».

Из истории возникновения праздника.

Согласно преданию, праздник был установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 1 августа по старому стилю (14 августа по новому) часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, приносили из церкви, которая находилась во дворце византийских императоров, в храм святой Софии, где совершали освящение воды. Все, кто прикладывались к нему, исцелялись.

На Руси праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века. В XVII столетии Происхождение (изнесение) Креста Господня праздновали, как и Богоявление. За день до него государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке, устраивали Иордань, после освящения воды Патриарх и Царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в водоёмах.

Омовение начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв Государь с боярами опускался в Иордань, а после омовения Царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. После этого духовенство освящённой водою кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода.

После водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве — около Симонова монастыря, в Туле — на Поповом болоте, за городом, в Новгороде — на островке около крепостных водяных ворот. Праздновали Изнесение Креста Господня не только в городах, но и в сёлах, где также совершалось торжественное вынесение креста, крестный ход к водоёмам, происходили молебны и освящение воды.

В этот день в центр храма во время утренней службы выносится Крест, до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться. Освящение воды в этот день совершается до или после литургии. В этот день освящают не только воду, но и мёд. К церковному смыслу праздника освящение мёда никакого отношения не имеет, это лишь многовековые народные традиции, которые благословила Церковь.

14 августа объединяет три церковных праздника — Происхождения честных древ животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а также в этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), которым пост завершается.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в церквях отмечается в честь победы князя Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар*. В 1164 году князь взял с собой в поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены «Спас Нерукотворный» на одной стороне и «Поклонению Кресту» — на другой. (В настоящее время обе иконы находятся в Государственной Третьяовской галерее.)

*Волжские булгары — одно из болгарских племён, населявшее с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа. В 1164 году князь Андрей Боголюбский провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов.