Новости Калужской и Боровской епархии

14 Октября 2019
13 Октябрь 2019

13 октября 2019 года, в городе Медынь на мемориале в память о Отечественной войне 1812 года благочинным VIII - ого округа Калужской епархии иерей Алекандр Земцов. Настоятель храма в честь великомученика Георгия победоносца д. Романово была совершена заупокойная лития по воинам, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших.

На заупокойном богослужении присутствовали казаки Калужской и Московской областях.

Отец Александр напомнил о событии, которое прошло в этом месте: «...Отечественная война 1812 года не обошла стороной медынские земли. Знакомство с документами, рассказывающими о событиях лета – осени 1812 года, позволяет поставить Медынь на почётное место в военной истории нашего Отечества. После Малоярославецкого сражения Наполеон не теряет надежды пробиться к Калуге с её большими запасами продовольствия, фуражом и тёплыми квартирами. Он предпринимает ещё одну попыт¬ку — пройти на Калугу окружным путём, через Медынь. Князю Понятовскому был послан приказ проверить дороги на Мо¬жайск и Медынь. Но посланный им авангардный отряд под Медынью встре¬тил яростное сопротивление казаков и на¬родного ополчения.

Бой или сражение под Медынью произошёл 13(25) октября 1812 года. С каждой стороны было примерно по 1200 человек. Войсками объединённого русского отряда командовал донской офицер, полковник Быхалов 1-ый, в чью группу помимо его полка, усиленного отрядом самообороны, входили казачьи полки Иловайского-9-го и Иловайского-11-го, подошедшие к Медыни накануне боя. Французский отряд возглавлял генерал Ш.Лефевр Денуэт, под командованием которого состояли 4-й и 5-й конно - егерские, 12-й уланский кавалерийские полки силой в 600 коней под общей командой генерала Т.Тышкевича,15-й пехотный полк под командой шефа батальона М.Рыбинского, половина 2-й роты конно - артиллерийского полка и пять орудий. Оценив условия местности, казаки сумели использовать защитную роль леса, скрывшего от противника действительное количество и расположение русских войск. Бой под Медынью, начавшийся около 11 часов дня, завершился с наступлением темноты. Казаки захватили и разграби¬ли брошенные поляками обозы с продовольствием и вещами. Местность, где произошло это сражение, представляла со¬бой крайне неудобную терри¬торию для кавалерийского ма¬невра или развёртывания ар¬тиллерии: болотистая почва, пе-ремежающаяся лесами. А ос¬новную часть, как русского, так и французского отрядов состав¬ляла именно кавалерия. Следует отметить, что у русских было преимущество и в том, что донс¬кие кони были низкорослыми, неприхотливыми и юркими в отличие от крупных польских скакунов, которые вязли в болотной грязи. Кроме того, в бою участвовал отряд самообороны, состоявший в ос¬новном из крестьян окрестных сел, которые хорошо ориенти¬ровались на местности, знали каждую тропинку.

Итог сражения: около пятисот убитых, среди которых были полковник и два капитана. В плен были взяты бригадный генерал Тышкевич, подполковник Любовицкий, штабной доктор, два офицера и семьдесят рядовых. Кроме того захвачены все пять орудий с зарядными ящиками. Все пленные и четыре орудия были отправлены в Калугу. Остальная часть разбитого отряда отступила к с. Кременскому. Накануне Наполеон проиграл битву под Малоярославцем, теперь под Медынью ему дали понять, что и здесь он не пройдёт. Возможно, события под Медынью поставили последнюю точку в решении французского императора о возвращении по старой Смоленской дороге.

В статье А.И. Попова «Дело под Медынью» содержатся воспоминания польских офицеров, участвовавших в бою под Медынью. Вот одно из них: «Все бывшие в этом деле офицеры, - вспоминал польский офицер К. Колачковский, - соглашались с тем, что они никогда не видели так слепо и отважно нападавших казаков и, если бы не два батальона 15-го пехотного полка никто из нашей кавалерии не ушёл бы живым из этой стычки...»».