Новости Калужской и Боровской епархии

27 Января 2016
26 Январь 2016

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии семинара студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», проводимого в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Наш семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений посвящен теме «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», проходит в канун 200-летнего юбилея святителя Феофана, Затворника Вышенского. День рождения Святителя 23 января по новому стилю (10 января по-старому).

Святитель Феофан это выдающийся русский богословов XIX в. До нашего времени сохранилось много его произведений о христианской жизни и по православной аскетике. Его творчество целиком опирается на святоотеческое наследие, на Предание Церкви, сохраняя при этом тесную связь с академической традицией русского богословия. В этой связи хотелось бы поделиться некоторыми результатами почти четырехлетней работы нашего научного и одновременно обучающего семинара. Одна из основных его заключается не только в обсуждении, уточнении, закреплении результатов изучения студентами духовного наследия святителя Феофана Затворника, но и в передаче опыта теоретических исследований и практической работы специалистов, принимающих участие в семинаре.

Его первая сессия состоялась в июне 2011 года в Успенском Вышенском монастыре, и проводилась в возрожденных кельях святителя Феофана, на месте его затворнического подвига. Получив благословение на Выше, у мощей святителя, участники семинара в дальнейшем не раз собирались в стенах Московской Духовной Академии, Издательского совета Русской Православной Церкви, в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Нынешняя сессия Феофановского семинара является уже пятой по счету, и можно свидетельствовать о том, что у тех, кто в его рамках постоянно занимается изучением духовного наследия святителя Феофана, накопился достаточный багаж знаний и умений.

Встает, однако, вопрос о том, насколько эти знания соответствуют задачам церковной науки — так, как их видел сам святитель Феофан. В своей неизданной записке, посвященной проекту реформы духовной школы, святитель обращает внимание, на необходимость тщательного исследования и разбора студентами богословских вопросов в учении святых отцов, с тем чтобы выходить из академий специалистами, до тонкостей изучившими данную проблематику, а не просто людьми, обладающими определенным, зачастую ограниченным набором богословских знаний. «Наши высшие учебные заведения — Академии, — писал святитель Феофан о духовных школах 60-х годов XIX века, — дают только энциклопедическое образование. Из них выходят люди умные, с добрыми началами — но основательно не знающие ни одного предмета. Не получив в Академии настроения к занятию определенными предметами, они и по окончании курса в ней остаются в нерешимости, за что взяться, и — или ничего не делают, или делают то, на что случайно наведут обстоятельства. Оттого мы не имеем специально ученых по предметам богословским, так что в случае нужды скоро, а между тем с достоинством что-нибудь написать, мы затрудняемся в свободе лица, на которого можно бы возложить такое дело. Потому считается весьма полезным: 1) Постановить, чтоб студенты в Академиях, слушая уроки по всем предметам в классах, для домашних занятий избирали себе каждый по своему расположению один какой-либо предмет богословский. Начальство и наставники будут руководить их в образе занятий, в выборе книг, в указании сторон, требующих особой разработки <...> Изучая, таким образом, свой предмет — размышлением, чтением и сочинениями, они могут сделаться специалистами в своем роде, не лишаясь энциклопедических сведений о всех других предметах духовного образования <...> 2) Cпособствовать образованию сословия ученых мужей. Это сословие само собою могло бы образоваться из академических наставников <...>. Потому полезно бы замещать академические кафедры преимущественно монашествующими и тех из них, которые окажутся способными и засвидетельствуют свою ревность к науке и духовному образованию самым делом, оставлять для Академии навсегда для ученых трудов. <...> Они и составят ученое сословие, которое будет постоянным руководителем духовного просвещения и церковной письменности, будет следить за движением и направлением наук и литературы в отечестве и подавать голос — твердый и отчетливый — в случае кривого направления; следить также и за движением религиозной литературы вне отечества — на Востоке и на Западе, откуда идеи часто заходят и к нам»[1].

Вот постановка богословского образования по святителю Феофану Затворнику. Ему удалось очень верно отметить ряд новых принципов работы духовной школы, которые постепенно находят свое воплощение сегодня, в современных академиях и семинариях. Можно говорить о том, что и наш семинар, по мере возможностей, старается способствовать утверждению этих идей, на которых по его мысли, должны базироваться научные занятия студентов, — в данном случае, в сфере изучения богословского наследия самого святителя.

Прежде всего, сама структура семинара (пленарное, секционные и итоговое заседания) предполагает выделение нескольких отдельных направлений Феофановских исследований, соответствующих определенным тематическим секциям. В докладах участников пленарного заседания затрагиваются и анализируются основные, а также наиболее актуальные темы творчества святителя, разработка которых является постоянной задачей. Секционные заседания начинаются с лекций специалистов, профессионально занимающихся изучением различных проблем в рамках заявленной темы секции, в том числе, членов и экспертов Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана. Доклады студентов, касающиеся общих, либо отдельных вопросов по основной теме, комментируются ведущими секций и могут быть прокомментированы любым специалистом, присутствующим на заседании, а также, при наличии дополнительных вопросов, могут обсуждаться в ходе дискуссии между учащимися. Предполагается, что на семинаре происходит консультирование студентов специалистами по темам их курсовых и дипломных сочинений, диссертаций, проходят практические занятия, представляются презентации и наглядные пособия, в качестве иллюстраций к выступлениям докладчиков. В завершение каждой секции ведущими должны быть проанализированы ее итоги. Итоги работы всего семинара подводятся в его конце, на общем заседании.

Следует особо отметить сотрудничество между учеными и исследователями — представителями церковной и светской академической науки, а также между учащимися духовных и светских вузов, с самого начала развернувшееся на нашем семинаре. Причем, если первоначально светская наука была представлена, в первую очередь, членами Научно-редакционного совета, то впоследствии семинар значительно обогатило участие и других специалистов — преподавателей и студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Тамбовского, Курского и Арзамасского государственных университетов. Активное участие в работе семинара теперь принимают студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научные знания в области таких гуманитарных дисциплин, как филология (в первую очередь, текстология, литературоведение, лингвистика), философия, педагогика, психология, история России XIX века, архивное дело в изложении настоящих профессионалов существенно обогатили наших студентов, помогли им показать в их работах хороший научный уровень. Эти знания во многом стали необходимой базой для последующих исследований — и в этом плане, конечно, неоценим вклад членов и экспертов нашего Научно-редакционного совета. Руководство светских ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания, тоже помогает ученикам духовных школ сделаться, по слову святителя Феофана, «специалистами в своем роде». И за это им огромная благодарность! Вместе с тем, соработничество церковных и светских ученых, так ярко проявившееся в рамках семинара, еще раз показывает и доказывает изначальное единство этих ветвей познания, искусственно разорванное катаклизмами XX века, но, тем не менее, восходящее к общему источнику всяческого ведения и мудрости, – к Творцу и Промыслителю всех Богу, даровавшего нам Свет Разума.

Существенно, более чем в 3 раза, расширилась география духовных и светских школ, представленных на семинаре. Если первоначально это были в основном Московская Духовная Академия и Семинария, Рязанская духовная семинария и в особенности Отделение теологии Рязанского университета, то со временем в число его участников вошли преподаватели и студенты Санкт-Петербургской, Киевской, Минской духовных академий, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Калужской, Сретенской, Николо-Угрешской, Николо-Перервинской духовных семинарий. Не все они сейчас присутствуют в зале. Но число участников семинара постоянно расширяется. Сегодня среди новых его членов мы рады приветствовать представителей Одесской духовной семинарии, прежде всего, досточтимого отца ректора, архимандрита Серафима, а также студента Одесской семинарии, которые в столь непростое время нашли возможность посетить Феофановский семинар, принять участие в его трудах и тем самым почтить память великого угодника Божия. Особо приветствуем преподавателя и студентов Петрозаводского государственного университета, специалисты которого выполняют основной объем работ, связанных с подготовкой Полного собрания творений святителя Феофана, а также преподавателей и студентов Казанской духовной семинарии.

Для нас одним из важнейших результатов работы семинара стало содействие со стороны представителей духовных школ работе Научно-редакционного совета. Это содействие, касается, в основном подготовки «Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника», в которой ряд биографических сведений был уточнен благодаря трудам участников семинара. Кроме того, в серии докладов, прозвучавших на семинаре, были освещены многие аспекты богословского творчества святителя, что может быть использовано при работе над комментарием к некоторым томам Полного собрания творений. С другой стороны, семинар приносит большую практическую пользу студентам духовных школ. Многие из них благодаря участию в нем не только смогли с успехом защитить дипломные работы и диссертации кандидата богословия, но и сами стали специалистами, открыли для себя путь в науке, продолжая интенсивно заниматься Феофановскими исследованиями. Это, в первую очередь, касается выпускников Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, Отделения теологии Рязанского университета, Екатеринодарской Духовной Семинарии, очень активно участвующей в нашем студенческом форуме. Доклады некоторых из них прозвучат сегодня.

Оценивая итоги работы семинаров, нельзя не сказать и о недостатках, которые были допущены при их организации и в ходе их работы. Во-первых, это нарушение регулярности их проведения. Так, в 2011—2013 годах семинары проводились в среднем два раза в течение учебного года. Это тот минимум, при котором возможно осуществление научного руководства. Участие лучших студентов семинара в работе Феофановских чтений, естественно, не может компенсировать потерю более чем целого года (в 2014 году семинар не проводился ни разу). Во-вторых, в ходе семинаров не уделялось должного внимания практическим занятиям и индивидуальной работе со студентами. Может быть, тут в чем-то препятствовал выездной характер нашего семинара. Вероятно, если бы он проводился постоянно в одном месте, этого бы не случилось. В-третьих, многим студентам-участникам семинара, нужно повышать уровень своих докладов, которые часто ограничены в своей доказательной базе, лишены научного аппарата, а иногда просто бывают невразумительными. И наконец, нельзя не сказать о несвоевременной подаче докладов организаторам семинара для их последующей публикации, что критически важно для организаторов, важно и для участников. Это касается всех участников семинара — как студентов, так и уважаемых лекторов. Казалось бы — установлены достаточно длительные сроки подачи докладов — в течение месяца после завершения семинара. Но эти сроки в большинстве случаев не соблюдаются. Об этом уже говорилось не раз, и тем не менее ничего не меняется. Начиная с сегодняшнего семинара, будут приниматься более жесткие меры к тем, кто не сдает доклады вовремя. Кроме того, хочу подчеркнуть, что на все указанные просчеты и упущения организаторам и участникам семинара следует обратить особое внимание и в ближайшее время исправить их.

Дорогие участники семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника! 2015 год — год 200-летнего юбилея святителя Феофана — является рубежным для всей нашей работы. Призываю вас не ослабевать в ваших ученых трудах и учебных занятиях, посвященных изучению жизни, подвига и трудов святителя. Призываю во всем следовать его заветам, как в области духовной жизни вашей, так и в науке, чтобы показать добрые и изобильные плоды — во славу нашей Святой Матери-Церкви. Желаю Вам всесильной помощи Божией, помощи Его великого угодника святителя Феофана Затворника, да незримо осеняет он вас во всяком деле и слове своим благословением!