Новости Калужской и Боровской епархии

9 Июня 2015
09 Июнь 2015

Презентация книги «От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти»4 июня 2015 года в актовом зале Издательского совета Русской Православной Церкви состоялась презентация 2-го издания книги «От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти».

В презентации приняли участие помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), настоятель храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, автор-составитель книги «От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти», руководитель Интернет-портала «Православие и мир» Анна Данилова, руководители и волонтеры Фонда помощи хосписам «Вера», руководители и волонтеры Фонда «Подари жизнь», специалисты службы паллиативной помощи.
Открывая презентацию, иеромонах Макарий (Комогоров) отметил: «Совместный проект издательства «Дар» и портала «Православие и мир» — книга Анны Даниловой «От смерти к жизни» — это книга, которая не просто по своему содержанию интересна, и нужна современному православному христианину, но это очень важный прецедент для издательского дела, для современной православной книги в наше время. Мы живём в эпоху настоящего расцвета русской литературы, и, в том числе, русской духовной литературы, «золотой век», когда переиздаются творения святых отцов, Священное Писание замечательно переиздаётся, и издательство «Дар» можно отметить, что оно особенно потрудилось, выпуская прекрасные издания Священного Писания и святоотеческих творений.
Сейчас много усилий прикладывается к тому, чтобы была интересная и красивая детская литература, художественная проза, духовная художественная проза, чтобы было больше изданий, авторов и книг. Но эта книга прецедент того, когда о важных проблемах, важных вещах говорится вот таким живым, понятным, доступным образом. Когда представлены мысли и живые слова священников, мирян, богословов, самых разных людей, и наверно, наступает время, когда о многих и других вопросах современности нужно говорить вот таким простым, понятным, живым языком».
Автор-составитель книги Анна Данилова рассказала о книге: «Дорогие друзья, мы все с вами здесь сегодня собрались благодаря вот этим всем текстам про собственный опыт переживания смерти, утраты, потери близкого человека, который вошёл в эту книжку «От смерти к жизни». За саму книгу, конечно же, огромное спасибо Георгию Михайловичу Гупало и издательству «Дар», потому что вот этот сборник текстов, мы лет пять или шесть предлагали разным издательствам и всегда слышали примерно такую реакцию: «Что? Книга о смерти?! Да вы что – кто будет это читать, это покупать?! Не надо такие грустные темы, людей расстраивать, люди любят читать о хорошем, о позитивном, про смерть никто читать не будет».
Поэтому само решение, что мы издаём книгу про смерть, это было очень трудное решение для издателей. Решение, которое оказалось абсолютно правильным, потому что первый тираж книжки разошёлся практически за полтора месяца, никто не ожидал такой скорости. Это значит, что на тему смерти говорить надо, говорим мы очень мало, и нам хотелось бы сегодня разговор не строить по принципу «поздравляем вас с изданием книги, книга очень важная и нужная потому-то и потому-то», а каждому рассказать про свой опыт, своё переживание и своё осмысление вот этого главного события жизни, и о том, как вообще можно жить, если мы знаем, что существует смерть.
В книге «От смерти к жизни» нет историй людей со стороны, нет историй тех, кто через это не прошёл. Так или иначе, всё это написано опытом, болью, страданием, кровью. Поэтому я очень надеюсь, что для кого-то, для многих эти тексты будут такой возможностью поговорить, послушать тех, кто там уже был, кто тоже смотрел смерти в глаза, кто может в этот момент поддержать.
Иеромонах Димитрий (Першин) рассуждая на тему смерти заметил: «Книга «От смерти к жизни», мне кажется, сочетает оба качества – это редкая ситуация – не синтеза, конечно, гегелевского, — но движения над бездной к Небу – в этом качественное отличие этого сборника. Тут и совершенно детская интонация, человека, который не может жить, потому что есть смерть, и невозможно жить, действительно. И попытка ответа на эти вопросы не только из опыта боли и горя, но и пасхальной радости.
В этом отношении мне кажется очень важным подчеркнуть то, что этот сборник адресован не только верующим православным христианам. Он выходит за рамки христианства ко всем, кого коснулось грехопадение Адама. Делов в том, что общий знаменатель всех религий и философий – это то, что мы все умрём, что нам больно жить, что мы рассыпаемся на части, изнутри и снаружи. И поэтому эта книга если не ответ, то, по крайней мере, попытка ответа на тот вопрос, который вообще касается каждого.
Я сердечно благодарен тем, кто вложил свою душу и свой талант в эти тексты, и издательству, которое издало книгу, а, главное, вам, Аня, за то, что вы взяли на себя труд все их собрать и дать им новую жизнь. Я надеюсь, мы сможем с этой книгой выйти в те измерения культуры, общества, в которых раньше и не видели особого смысла в нас, христианах, в Церкви, а через эти мостики, может быть, его найдут. Так что, ещё раз, у меня слова самой сердечной благодарности и надежды, что этот проект выйдет за пределы церковных стен. Даже не потому, что он кого-то к Церкви приведёт, пусть даже не приведёт, но поможет удержаться от каких-то совсем больших ошибок, а может быть, и вдохнёт надежду, и встретит с Тем, Кто победил смерть»
Протоиерей Алексий Уминский поделился своими мыслями о восприятии жизни через призму смерти: «Разговор о смерти – это всегда один из важных разговоров в христианской культуре. Все наиболее важные жизненные аспекты становятся ясны и понятны только в присутствии смерти. Ценностные вещи становятся ценными в присутствии смерти, ничего не значащие вещи, которые когда-то казались очень важными, находят своё место. Всё, что человек в своей жизни достигал, за что он боролся, к чему он стремился, каким-то образом пытался себя осуществить, твёрдо поставить на ноги – всё становится правильным, настоящим только в присутствии смерти.
Поэтому одно из самых важных аскетических упражнений, которое нам оставило Священное Предание, это, конечно, память смертная, к которой человек совершенно не готов, которую он не может хранить, которая даётся каждому из нас колоссальным трудом – всё время ускользающая мысль, всё время ускользающая память. Понятно, почему – человек не имеет опыта смерти, человек не предназначен к смерти, человек не сотворён для смерти, для умирания. Ему так тяжело, так невыносимо хранить в себе эту память. Хотя нет ничего более очевидного для каждого из нас, чем наша собственная смерть. Мы ничего другого о себе не знаем со стопроцентной достоверностью, как только то, что мы обязательно умрём.
Всё, с одной стороны, может абсолютно обесцениться и уйти в никуда, человек не может жить в нормальном состоянии, зная, что он умрёт. И он не понимает, о чём идёт речь. Речь, по сути своей, идёт, конечно, не о смерти. И в этой книге речь идёт, прежде всего, о жизни, но в этом присутствии смерти.
Когда приходится встречаться с людьми, которые переживают очень острый период горя во встрече со смертью, родителями, которые потеряли своих детей, ты видишь, что из этих людей практически ушла жизнь, они не живут, а продолжают, собрав силы, своё существование. И они не знают: зачем. Даже если это верующие люди, если всю жизнь ходили в церковь, исповедовались, причащались. И вдруг оказалось, что когда на Пасху говорят «Христос воскресе!», привыкли, что священник с амвона говорит, что смерти бояться не надо, её вообще нет. Вдруг вот этот момент, когда человек с этой реальностью сталкивается, нет этой веры вдруг, почему-то она уходит. Тот опыт якобы веры, квази-веры, пока ещё веры, не ставшей верой, а веры, которую ты получаешь как информацию, как мечту о, как иллюзию о чём-то. Эта вера рассыпается в пух и прах в присутствии этой очевидности, которая называется смертью.
И вот здесь человеку очень важно понять: а что такое жизнь? Что значит «мы живём», «я живой»? Очень часто человек не задаёт себе этого простого вопроса и очень важного: что ты считаешь жизнью? Потому что кажется настолько очевидным, что я просыпаюсь каждый день, смотрю вокруг себя, вижу солнце или другую погоду, чищу зубы, дышу воздухом, пью воду, ем завтрак, обед и ужин, встречаюсь с людьми, иду на работу, совершаю массу разных дел, участвую в благотворительных акциях, хожу в церковь, звоню своим друзьям, посещаю своих родителей, с кем-то ругаюсь, на кого-то обижаюсь – вот она и есть, вроде бы, жизнь.
А оказывается, это совсем не так. Потому что в этой жизни нет никакого состава, нет состава самой жизни. Есть события, есть деятельность, мы очень часто называем жизнью то, что называется деятельностью. Деятельность не является жизнью, но мы привыкли действовать».
В своем выступлении протоиерей Александр Ильяшенко вспомнил рассказ Георгия Демидова: «Лагерь, зима, и вдруг такие сильные морозы, что день отдыха, дают отоспаться. Вот они лежат на нарах, можно еще поспать, не надо вставать в шесть или в пять, и вдруг его толкает бригадир – а ну, вставай. Делать нечего, лагерь есть лагерь, надо подчиняться, он встает, ему ничего не объясняют, ведут куда-то, дают лопату, заступ, ведут в морг, и вручают ему какой-то сверток – а там — младенец. И вот он тоскливый – не дали отоспаться, в мороз в этот жестокий, должен долбить землю. И он идет, совершенно невеселый — понятны все его мысли. Навстречу ему надзиратель: «А ну, покажи, что несешь». Вот он кладет этот сверточек на землю, разворачивает – и видит ангельское личико.
Мне трудно восстановить и передать, но он просто потрясен личиком этого младенца, которого он должен похоронить, и что он хотел делать с такой неохотой. Надзиратель проходит, ругаясь, он идет, куда шел, и со всей любовью и старанием долбит эту каменную землю и подчеркивает, что я хотя и неверующий, но я поставил крестик над этой могилкой.
Вот такой удивительный, на контрасте построенный рассказ о том, что любовь и жизнь действительно сильнее смерти».
Так же выступили руководители и волонтеры Фонда помощи хосписам «Вера», руководители и волонтеры Фонда «Подари жизнь», специалисты службы паллиативной помощи.
В заключение встречи иеромонах Макарий (Комогоров) поблагодарил коллектив издательства «Дар» и портала «Православие и мир» за изданную замечательную книгу.

Издательский совет РПЦ