Новости Ивановской митрополии

О «Матильде». Некоторые считают, что фильм с таким актёром в роли святого Царя-стратотерпца не оскорбляет чувства православных христиан

Источник информации: Ивановская митрополия
17 Августа 2017

Предлагаем вам текст руководителя Школы Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви Московского Патриархата Александра Люльки, который он разместил на своей странице в Фейсбуке.
Заранее приносим извинения нашим читателям за некоторые откровенные места в этом тексте.

Итак, Ларс Айдингер (Eidinger Lars), актёр, исполнивший роль Николая II.
Наталья Поклонская назвала его порноактёром. Это и так, и не так. Сперва почему НЕ так.
А это потому, что в просвещённых Европах, откуда он родом, ЭТО порнографией уже не называется. Это мы здесь в холодной варварской России никак не дорастём даже до понимания величия идеи и культуры гей-прайдов, когда ТАМ это уже позавчерашний день и дело идёт к признанию нормативности педофилии и прочей зоологии. Так что этот критерий просто не сработает.
Но можем ли мы как-то определить хотя бы для себя, нашим отсталым умом найти какую-то точку отсчёта?Идеально было бы пересмотреть всю фильмографию, но у Айдингера всего 56 кинокартин, снятых в период 1998 — 2018 гг., большинство из них малоизвестны, их и найти-то сложно, и неспециалисту трудно сходу сказать, есть ли среди них такие, которые по ТАМОШНИМ меркам относятся к категории "порно". По многим фильмам даже краткой аннотации не найдёшь, а есть ещё и работы в театрах.
Посему предлагаю начасть с того, чтобы просто прочесть, как сам Айдингер рассказывает о собственном творчестве, как он понимает себя в искусстве и искусство в себе.
У меня почти получилось. Паззл после прочтения нескольких интервью у меня вполне сложился. Хочу предложить теперь вашему вниманию самые на мой взгляд показательные цитаты:
"Мне кажется, если бы тот, кто тревожится, увидел фильм, то все опасения разрушились. Эту ситуацию можно сравнить с упреком, адресованным некогда мне, в том, что я являюсь порноактером. Если бы они посмотрели на мои актерские работы, изучили мою биографию, то они бы поняли, что это не так. И, главное, если бы они увидели фильм Питера Гринуэя, они бы также поняли, что это художественный фильм. Если меня называют порноактером, то из этой же реплики может следовать, что и Питер Гринуэй — порнорежиссер, но это же совсем не так".
Итак, Гринуэй, не побоимся этого слова - культовый режиссёр, САМ Питер Гринуэй и его фильма «Гольциус и Пеликанья компания». Как сказано в Википедии,
"в июне 2005 года на Московском кинофестивале Гринуэй дал интервью телеканалу «Россия», в котором также описал одну из идей, лёгших в основу фильма:
— Ваше отношение к эротике в кино. Где, по-вашему, проходит граница между эротикой и порнографией?
— Знаете, когда я был маленьким, моя бабушка прикрывала ножки рояля, считая непристойным оставлять их открытыми. Граница между приличным и неприличным постоянно перемещается. Много фильмов в истории кино балансировали на грани эротики и порнографии. Например, «Последнее танго в Париже» Бертолуччи, «Синий бархат» Линча. При всем отличии этих лент откровенные сцены в них были сняты с одной целью — шокировать публику. В этом смысле кино находится в постоянном сексуальном поиске. Такие темы надо рассматривать. Лично я не теряю надежды снять фильм об одном из предшественников Рембрандта — художнике Гольциусе, который в XVI веке очень интересовался порнографией".
"В январе 2008-го в интервью журналу «Русский репортёр» Гринуэй даёт краткую и жёсткую характеристику будущему фильму:
— В моих планах также... порнографический фильм в Бразилии, основанный на драматизации эротических рассказов из Ветхого Завета.
— Это будет настоящее порно?
— Что такое порнография? Это повод и оправдание для мастурбации, не так ли? Я хочу сделать крайне эротичный или высокоэротичный фильм, используя все сегодняшние представления о сексе".
Понятно, что Гринуэй никак не может быть порнографией, а снимавшийся у него актёр - порноактёром, да.
Но что Айдингер ещё говорит? Читаем следующее:
«Я использую не только психологические приемы, но и физиологические возможности»
"Когда я узнал о том, что кто-то в России действительно считает меня порноактером, то очень смеялся. Потом, правда, когда эту штуку я стал слышать от журналистов снова и снова, я стал размышлять — почему так вышло? Ну да, в «Гольциусе и Пеликаньей компании» Питера Гринуэя есть сцена, в которой мы показываем мою эрекцию. Но для Гринуэя очень важны образы из греческой мифологии, в том числе фаллические, эротические. И порнография в конечном итоге имеет что-то общее со страстью, а мы и хотели показать страсть".
Понятно, да? Один раз, не порно.
"Я удивляюсь, что еще есть люди, которые отделяют телесность от человека. Телесность — неотъемлемая часть нашего бытия. Я вижу себя не только актером, но и художником, для самореализации я использую и свое тело, и свой разум, не только психологические приемы, но и физиологические возможности..."
Из другого интервью, названного "Ларс Айдингер: «Ну я ведь и правда ужасно крутой»:
"Я не соответствую идеалу красоты, по крайней мере мое лицо. Скорее, я представляю собой нечто странное. Мое тело тренировано и имеет вполне четкие контуры, но при этом у меня довольно-таки женская задница. Что, скорее, греческий идеал красоты".
Да-да, "греческая любовь", Платон, диалоги etc.
А как он играл Гамлета?
"...хотел бы играть его с синдромом Туретта. У меня ведь в «Гамлете» случаются эти странные приступы, которые бывают у больных синдромом Туретта. У них в такие моменты выключается контроль мозга, они произносят вещи, которые в обычном состоянии подвергаются цензуре разума. Если они встречают чернокожего, они кричат «негр!», если женщину — то «тра…ся!», немцу говорят «Хайль Гитлер!». Эти тики нарушают все возможные табу. В каком-то смысле они выдают правду".
"В той сцене на мне было женское кружевное белье. Когда эти девушки поднялись со своих мест, я спросил их со сцены, почему они уходят. Одна ответила: «Дерьмо это все!» Тогда я побежал за ними и спросил, что они имеют в виду. Мне правда было интересно, почему они считают спектакль дерьмом. Когда я вернулся на сцену, я передал наш разговор зрителям. В той сцене я пытался спародировать мать Гамлета. Абсолютно четкая задача: я хочу поставить моих родителей перед фактом преступления и увидеть их реакцию. Что в этой сцене гомофобного, я не понимаю. Я провоцирую свою мать, пародируя ее. Видеть здесь мое желание посмеяться над гомосексуалистами — это бред".
"[вопрос:] Выходят ли люди из зала, когда ты в «Мизантропе» засовываешь себе в задницу сосиски?
Недавно один вышел. Но вообще не в этом же моя цель. Когда я снимаю штаны на сцене, я вовсе не собираюсь склонить людей к тому, чтобы покинуть театр. Я хочу их заставить подумать, что я намерен им сказать".
Да, такой вот немецкий "телесный театр". Дас ист фантастиш!
Но на самом деле он скромный до невозможности, стыдливый:
"Еще ни разу я не раздевался на сцене без определенной задачи, и я бы умер со стыда, если бы мне довелось это сделать. "
Наконец, "медузвон" Антон Долин встретился с Ларсом Айдингером, чтобы поговорить о «Матильде» и претензиях к фильму":
"Я пытался выяснить, откуда пошел слух о моей порнокарьере. Оказалось, из-за моей роли в картине Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания» (2012). Кому может прийти в голову назвать Гринуэя режиссером порнофильмов? Там действительно есть одна сцена, в которой я появляюсь обнаженным с эрекцией. Но ни одного эпизода с сексуальным актом и пенетрацией там, разумеется, нет, а для меня именно это — определение порнографии.
— У нас в России никакого четкого определения не существует.
— Вот как? Я думал, порно — это когда занимаются сексом перед камерой, а такого опыта у меня никогда не было. Что до сцены у Гринуэя, то эрекция моего персонажа была решением режиссера, он видел в этом образ страсти и энергии.
Короче говоря, я бы хотел, чтобы критики «Матильды» сделали над собой усилие и посмотрели фильм, а потом бы уже сформировали мнение. Я считаю себя серьезным артистом, который стремится заинтересовать публику своим взглядом на человеческую природу".
Так. У меня ВСЁ. Честно говоря, я не хочу делать над собой такие усилия. Мне и сейчас трудно сдерживать тошноту.

Текст и фото - со страницы Александра Люльки в Фейсбуке