Новости Кубанской митрополии

27 Сентября 2014

23 сентября 2014

23 сентября 2014 г. на фестивале православных СМИ «Вера и слово» прошел круглый стол «Права человека: границы свободы и произвола».



ФОТОРЕПОРТАЖ

В дискуссии приняли участие посол по особым поручениям, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и первенства права Константин Долгов, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, церковный публицист, один из авторов Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека иеромонах Макарий (Маркиш), председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров.

Модератором круглого стола выступил глава информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Вахтанг Кипшидзе.

Дискуссию начал Константин Долгов. По его справедливому мнению, права человека – это такая область, которую все разделяют, но не все приветствуют. Например, США традиционно уклоняются от участия в договорах по правам человека, считая, что они и без договоров являют собой образец реализации этих прав. Завышенная самооценка США прежде мало оспаривалась, однако сегодня ясно, что и в США, и в европейских государствах развитой демократии возникли уже системные проблемы.

С другой стороны, отметил Константин Долгов, «мы показываем, что нет двух одинаковых демократий. Каждая развивается в соответствии со своими религиозными, культурными, историческими и другими особенностями». Он обозначил несколько современных проблем в сфере прав и свободы, например, неонацизм, который не встречает препятствий в ряде стран Восточной Европы.

Но главной проблемой является политизация сферы прав человека, и как следствие, двойные стандарты. На первое место в оценке события входит категория политической выгоды для той или иной страны. По этому принципу оно может либо замалчиваться, либо раздуваться. Это сегодня очевидно в связи с событиями на Украине.

Впрочем, «давление началось задолго до событий на Украине, - продолжил уполномоченный МИД РФ по правам человека, - из-за независимости внешней политики и наших принципиальных установок, в том числе – в ценностной сфере». «Мы упорно и успешно отстаиваем органическую связь ценностной системы и прав человека. Это взаимноусиливающие факторы, на наш взгляд. Это показано и в концепции Русской Православной Церкви».

Различие в ценностной системе приводит к упрекам со стороны западноевропейских партнеров в нарушении прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, в другом понимании семьи и т. п. Причем, зачастую их упреки нам и их собственная политика идет вразрез с установками европейских обществ и даже общества в США, которое сегодня расколото.

Еще один тревожный симптом - христианофобия. Практически не стало христиан в Ираке, идет агрессия против христиан в Сирии, и только правительство Сирии защищает их от уничтожения со стороны боевиков оппозиции. «На площадке христианофобии разыгрываются геополитические игры», - подытожил эту тему Константин Долгов.

Аудитория полностью согласилась с тем, что нельзя использовать лозунг защиты прав человека для решения геополитических задач. Это подрывает саму идею прав человека. Во многих странах права человека начинают воспринимать как западную, чуждую, хотя это универсальный принцип, имеющий национальную специфику.

Известный православный правозащитник Роман Силантьев напомнил, что право – результат общественного договора, слабый таким образом защищен от сильного. «В последние 20 лет мы наблюдаем возвращение к доправовой системе, где есть только право сильного, что порождено однополярным миром». Таким образом, сегодня наиболее эффективными правозащитниками на Украине являются ополченцы.

Роман Силантьев высказал тревогу в связи с тем, что современным россиянам правозащита кажется инструментом притеснения. По мнению большинства, правозащитники защищают лишь преступных олигархов и гомосексуалистов. Это во многом обусловлено изобилием недостоверной информации в отчетах правозащитных организаций. Например, в одном американском отчете содержалось утверждение, что в России нет ни одного капеллана, хотя вся информация об институте военных священников, их количестве и вероисповедании лежит в открытом доступе.

Роман Силантьев призвал открывать православные правозащитные центры, но при этом помнить, что правозащитник не адвокат, не входит в спор хозяйствующих субъектов; что он может критиковать власть, но не оскорблять, а предлагать; и, разумеется, правозащитник не может давить на следствие.

Иеромонах Макарий (Маркиш) отметил, что только честное слово – залог эффективности православных СМИ. А Евгений Никифоров добавил о необходимости профессионализма, потому что иначе наше честное свидетельство может оказаться не услышанным.

М.Ш.

Фото: АТ

Пресс-служба Кубанской митрополии