Новости Кубанской митрополии

24 Августа 2014

Сегодня, 01:52

В неделю (воскресенье) 11-ю по Пятидесятнице за Божественной литургией читаются отрывки (зачала) из Священного Писания: из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 9,2-12) и из Евангелия от св. Матфея (Мф. 18,23-35).

Публикуем и проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на евангельское чтении «О злом должнике» из книги «Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения».


От Матфея святое благовествование

Глава 18.


23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что? должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка?к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та?к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Глава 9.


2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.


О злом должнике

Сегодня Евангелие приводит удивительный пример слепоты и бесчеловечия. Некий раб задолжал своему господину огромную сумму: десять тысяч талантов. Ему грозила потеря семьи и всего, что у него есть. Тогда рабу ничего не оставалось, как обратиться к милости господина: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу".

Государь понимал, что заплатить он никогда не сможет. Видел, что он в отчаянии и говорит сам не зная что. И вдруг "умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему". Какое чудо! Какое великое, неожиданное счастье! Как после этого все должно перевернуться в душе бедного раба. Он должен чувствовать себя поистине воскресшим! Весь мир должен бы стать для него другим, и все люди другими.

Но вот что произошло дальше. "Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему" всего "сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Товарищ "пал к ногам его" и теми же словами, как и сам он несколько минут назад, стал умолять: "потерпи на мне, и все отдам тебе". И он действительно отдал бы. "Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга".

Государь, узнав об этом, сказал: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И теперь государь совершенно справедливо "отдал его истязателям, пока не отдаст всего долга". Рассказав эту притчу, Господь пояснил: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

Возмущение господина глубоко понятно. Всякое дело должно приносить плоды. "Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» «Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое". Тем более посеявшему добро невыносимо видеть его затоптанным и не принесшим никакого плода.

А сколь невыносимо для Ангелов Божиих видеть, как посеянное в нас Господом Иисусом порой остается совершенно бесплодным! "Если мы посеяли в вас духовное, — велико ли то, если пожнем у вас телесное?" Нам прощаются все наши грехи в крещении, нам постоянно прощаются новые грехи в таинстве исповеди, нам возвращается вечная жизнь. И если мы после этого не готовы от всего сердца простить и своим должникам, значит мы ничего не поняли в христианстве и ни во что ставим то, что произошло на Голгофе.

Представь же, что тебе вдруг простили огромный и неоплатный денежный долг. Еще вчера думал покончить с собой от предстоящего позора и разорения. А сегодня - идешь от своего милостивого благодетеля. Гора свалилась с плеч, солнце снова светит. И неужели избытка твоей радости не хватит для того, кто с какой-то малой просьбой попадется тебе на пути?

Священник Вячеслав Резников


Иллюстрация: "Нескучный сад"

Пресс-служба Кубанской митрополии